Блиц-опрос: В Южной Осетии скорбят по жертвам теракта во Владикавказе и осуждают действия террористов, повлекшие за собою многочисленные жертвы.
Какие, на Ваш взгляд, должны быть предприняты меры для предотвращения подобных терактов?
Казбулат Цховребов, заместитель министра иностранных дел РЮО:
Проблема терроризма является одной из самых важных, стоящих сегодня перед мировым сообществом. С актами террора время от времени сталкиваются почти все государства. С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день полностью победить терроризм не удается. Однако только сплоченные действия правоохранительных органов всех государств, тесное сотрудничество в деле предотвращения терактов и борьбе с террористами и высокая гражданская сознательность могут преградить продвижение терроризма и минимизировать его последствия. Нельзя только «подсчитывать жертвы» после уже совершенного теракта.
У Республики Южная Осетия подписан ряд соглашений с Российской Федераций о сотрудничестве в правоохранительной области. Правоохранительные органы наших стран находятся в постоянном контакте друг с другом и помогают друг другу по всем направлениям, в том числе в борьбе с терроризмом.
В том чудовищном теракте, который произошел во Владикавказе, пострадали и наши земляки. Это – наша общая боль. Мы вместе скорбим по жертвам.
Константин Пухаев, первый заместитель руководителя администрации президента РЮО:
Я сторонник жестких мер в борьбе с терроризмом. Одной из таких мер объективно считаю полное закрытие административной границы между РСО-Аланией и Ингушетией.
Андрей Тадтаев, эксперт:
Российское законодательство наделило силовые структуры России достаточными, а по мнению правозащитников – даже чрезмерными полномочиями, чтобы бороться с террором. Поэтому многое, но не все, зависит от профессионализма силовиков и ответственности высокопоставленных чиновников, в обязанности которых входит обеспечение безопасности людей. На мой взгляд, силовики могли бы работать с большей эффективностью, делая упор в своей работе на предотвращение теракта, т.е. на агентурной работе, сбор информации о готовящихся терактах, нейтрализации террористов и т.д. Понятно, что такая работа ведется – проводятся спецоперации, лидеры и рядовые боевики уничтожаются и задерживаются, бомбы обезвреживаются. Однако теракты происходят с нарастающей частотой. Вероятно, силовики все-таки расслабляются, а террористам проще осуществить задуманное там, где, к примеру, досмотр транспорта и проверка документов проводится формально. Иначе чем объяснить то, что начиненная десятками килограммов взрывчатки машина очутилась в центре Владикавказа. Это субъективные впечатления, но в то, что спецслужбы делают все возможное, верится с трудом.
Что касается мер для предотвращения терактов, то, помимо повышения профессионализма и ответственности силовиков, необходимо решить проблему комплексно, может быть, нестандартно. Понимаю, насколько все это звучит неконкретно (а для кого-то - некорректно), но пока есть условия, толкающие человека на смерть только для того, чтобы уничтожить как можно больше других людей, проблему терроризма не решить. Поэтому даже суперпрофессионализм спецслужб решает не все. Таково мое субъективное мнение.
Инал Плиев, независимый эксперт:
Проблема терроризма на пространстве СССP появилась после крушения единого союзного государства. Когда грубо попираются правящими классами интересы трудящихся, когда лица, не приближенные к власти и к денежным потокам, чувствуют себя абсолютно незащищенными перед новыми в нашей жизни негативными социально-политическими явлениями, когда отсутствие у человека денег в определенных условиях является его смертным приговором, жажда наживы стала доминирующей мотивацией большинства людей.
У терроризма нет ни единого шанса в любой стране мира, где народ сплочен любовью, дружбой, идеалами честности, добра и взаимопомощи. Эти высокие человеческие качества – не пустой благодушествующий альтруизм, но забытый, потерянный и сломанный щит против терроризма.
Жажда наживы толкает облеченных властью должностных лиц различных уровней как минимум на бездействие, а как максимум - на активное содействие террористам, лишь бы они платили.
Пока будет такое положение дел, пока общество не изживет язвы грабительского капитализма, пока не появится действенных механизмов социальной защиты человека, материнства, детства, старости – будут происходить террористические акты.
Все вышесказанное верно при нескольких основополагающих условиях. Среди них на первом плане – тотальный контроль государства над своими государственными границами, над пропагандируемой в государстве идеологией.
Также следует изменить подходы к вопросам воздаяния. Наказанию должны подвергаться не только сами террористы, но и члены их семей, ближайшие родственники. Имеет смысл обратиться и к опыту демократического, всеми признанного государства Израиль, где согласно закону, дома террористов попросту разрушаются, а их семьи оказываются на улице.
Те меры, которые предпринимаются по отношению к террористам, должны применяться и к их выявленным пособникам как среди чиновников, так и среди т.н. «правозащитников», «либералов» и «журналистов».
Не могу гарантировать, что это полностью устранит проблему терроризма как таковую, но снизит ее проявления в десятки раз.