В столице Польши городе Варшава завершилась пятая сессия Обзорной конференции ОБСЕ, которая началась три дня назад.
На сессии с участием десятков участников из стран-членов ОБСЕ обсуждались вопросы обеспечения соблюдения верховенства закона, состоялся обмен мнениями по вопросу отмены смертной казни, недопущению пыток, защиты прав человека и борьбы с терроризмом.
Как ранее сообщало ИА «Рес», в работе конференции принимает участие делегация из Южной Осетии, представленная экспертами Региональной общественной организации «Возрождение» («Сæндидзын»).
В выступлении омбудсмена Южной Осетии Давида Санакоева были освещены все три вопроса.
«Смертная казнь, - подчеркнул оратор, - в Республике Южная Осетия не применялась с момента провозглашения Республики. До 2008 года в РЮО действовал мораторий на смертную казнь, а с июня того же года смертная казнь была отменена окончательно».
Санакоев обратил внимание участников конференции, что «граждане Южной Осетии, попадающие в руки силовых структур Грузии, как правило, подвергаются жестокому обращению» и сделал вывод: «власти Грузии чувствуют свою безнаказанность, иначе как понимать то, что они снимают избиения и пытки граждан Южной Осетии на видео».
Давид Санакоев привел ряд конкретных примеров: «В октябре 2008-го года с территории Южной Осетии силовыми структурами Грузии были похищены трое осетин, один из них был несовершеннолетним подростком. Через некоторое время к родственникам похищенных попала видеозапись, на которой их дети подвергались жестоким избиениям. Эти люди считаются пропавшими без вести. Власти Грузии отрицают факт нахождения этих людей в грузинских тюрьмах».
Омбудсмен ознакомил присутствующих с некоторыми итогами расследования, которое провели независимые эксперты, уполномоченные комиссаров Совета Европы по правам человека и с их выводами. «Эксперты сообщают, что полученная ими информация свидетельствует о том, что Хачиров, Хугаев и Плиев были задержаны и взяты под стражу сотрудниками правоохранительных органов Грузии 13 октября 2008 года. Эксперты полагают, что уже достоверно установлено, что Икаев был захвачен грузинскими военнослужащими и находился у них под стражей, что его видели свидетели в то время, когда он был лишен свободы, и что затем он пропал без вести. Эти обстоятельства вызывают необходимость проведения уголовного расследования.
Эксперты были особенно поражены тем, что, несмотря на серьезные предположения об участии сотрудников правоохранительных органов Грузии в исчезновении Хачирова, Хугаева и Плиева, не было предпринято практически никаких попыток обеспечить независимость расследования.
При этом, насколько могли выяснить эксперты, законодательные нормы Грузии предусматривают достаточные возможности для применения этого принципа. Эксперты не смогли выявить какую-либо стратегию расследования, которая была бы выдвинута или осуществлялась по данному делу независимо от собственных рекомендаций экспертов. В целом, было сделано мало для продвижения по существу в том, чтобы официально выяснить судьбы трех пропавших без вести лиц».
Санакоев констатировал: «По итогам отчета, к сожалению, у нас есть основания подозревать, что грузинскими властями в отношении этих людей, в том числе и подростка, могла быть применена внесудебная казнь.
Будут ли какие-то последствия от результатов этого расследования для грузинских властей? Мы сомневаемся. Безнаказанность развязывает руки. Мы призываем жестко реагировать на подобные факты».
Выступающий был вынужден дать ответ на заявление грузинской делегации о том, что жители Грузии лишены возможности свободно пересекать государственную границу Южной Осетии: «Пора осознать, что эта граница - государственная. Наши страны фактически находятся в состоянии войны. Грузия до сих пор отказывается обеспечить юридические гарантии ненападения и неприменения силы. Пересечение Государственных границ всегда требует соблюдения определенных процедур. Тем более сложно пересекать границы с недружественным государством».
Эксперт подробно остановился и на проблеме государственного терроризма Грузии против народа Республики Южная Осетия: «За последние шесть лет Южная Осетия захлебывалась от террора. На территории нашей Республики были проведены десятки терактов с десятками человеческих жертв. Все эти теракты были организованы грузинскими спецслужбами. Подобные действия можно характеризовать как государственный терроризм. Этот террор посеял семена вражды и недоверия, закрыл границы, что несомненно сказывается на свободе передвижения обычных граждан. Мы осознаем, что это серьезная гуманитарная проблема и ее надо решать. Но решать ее надо на уровне межгосударственных переговоров».
Более подробно проблема терроризма будет рассматриваться на дополнительном мероприятии 7 октября в рамках темы «Политическая и социально-экономическая ситуация в Южной Осетии на фоне постоянной террористической угрозы».
Инал Плиев, Варшава-Цхинвал