Солнечный свет играет в ветвях вечнозеленых сосен и плакучих ив, растущих во дворе Ленингорской центральной районной больницы. Но в самой больнице холодно и неуютно. Все кругом от пола до потолка, дышит сыростью, обшарпанные стены давно потеряли свой цвет, краска по углам коробится и лупится. При входе в коридор вместе с запахом отсыревших стен, неисправной канализации и не выветрившейся гари чувствуется едкий запах дыма - здесь помещения отапливаются дровами. А говорят, в больнице должно быть стерильно чисто!
Аккуратно обходя поломанную мебель и глубокие дыры в полу, с трудом находим кабинет главного врача. Перед глазами предстала умилительная картина – весь медперсонал дружно окружил печку в центре комнаты. При нашем входе врачи засуетились, пригласили нас поближе к «отоплению» - если не сидеть непосредственно возле печки, то холодно.
«А ведь когда-то Ленингорская больница была одной из лучших в Республике», - с ностальгией вспоминают врачи.
Ленингорская центральная районная больница в поселке Ленингор начала функционировать в 1964 году. На протяжении этих лет капитальный ремонт в этой больнице проводился всего два раза.
«Больница в данное время требует капитального ремонта. Условия работы, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Кроме того, у нас острая нехватка педиатров, стоматологов, нет зубного техника. Стоматолог в больнице как бы есть, но он живет в Церовани (Грузия), и приезжает в Ленингор в неделю два раза», - рассказывает главный врач больницы Заур Маргиев.
Заур Михайлович здесь работает главврачом чуть ли не с момента открытия больницы.
Еще во время первой войны, во времена «звиадизма», как он сам это называет, (период, когда у власти в Грузии был Звиад Гамсахурдия, характеризующийся всплеском крайней формы национализма – прим. авт.), Заура освободили от должности, так как он был осетином, и главным врачом района назначили хирурга, фамилия которого оканчивалась на грузинское «швили». Но с возвращением Ленингора в родную Республику к Зауру Михайловичу тоже вернулась законная должность главного врача.
«Для нас национальность не имеет абсолютно никакого значения, - рассказывает он. - Мы обслуживаем всех, не различая ни грузин, ни осетин. За девять месяцев в больнице оказана медицинская помощь 193 больным. С нового года обещают провести капитальный ремонт, и если бы это обещание превратилось в дело, было бы, конечно, прекрасно. С медикаментами у нас все в порядке, Министерство здравоохранения Южной Осетии по нашей заявке регулярно обеспечивает нас нужными лекарствами».
Проходя по кабинетам, в искореженных железках с трудом узнаем больничные койки, операционные столы, антибактериальные лампы, рентгеноаппарат и т.д. Нет отдела хирургии, нет операционного блока, в упадок пришли кабинеты рентгена и УЗИ. В больнице, рассчитанной на 50 коек, в настоящее время лежит всего один пациент с острой бронхиальной астмой.
«В больнице отсутствует пищевой блок. Поэтому мы не можем уложить больных. В основном у нас проходит амбулаторное лечение. Больница требует также обновления твердого и мягкого инвентаря общего пользования (матрасы, одеяла, белье, койки, стулья и т.д.). Для нормального функционирования райбольницы и поликлиники необходим и новый передвижной рентгеноаппарат», - разводит руками главврач.
В настоящее время в больнице работают около десяти врачей, которые, как нянечки, суетятся вокруг своего единственного пациента.
Больница имеет также отдельное здание клинической биохимической лаборатории, которое представляет собой жалкое зрелище. По словам заведующей лабораторией, здесь можно провести общий анализ крови,а также анализ крови на сахар, но в лаборатории царит такая антисанитария, что, думаю, во всем районе вряд ли найдется человек, который бы решился сдать здесь анализы.
Нет окон, протекает крыша, врачи говорят, что в непогоду здесь льет так же, как и на улице.
«Микроскопы вышли из строя, да и все медицинские инструменты требуют замены», - вздыхает заведующая лабораторией.
Относительно лучше работает станция скорой помощи при Ленингорской районной больнице.
«Не было еще ни одного дня, чтобы скорая помощь в районе не работала, - отметил главврач. - Мы выезжаем во все отдаленные села района, как только к нам поступают вызовы. В день у нас, в среднем, бывает до десяти вызовов. Мы максимально оперативно выезжаем и оказываем первую медицинскую помощь жителям. Министерство здравоохранения выделило нам пять машин, что существенно улучшило работу скорой помощи. Это было большое внимание со стороны руководства Южной Осетии. До этого у нас было всего две старых машины».
На заработную плату врачи не жалуются, по их словам, в этом году им повысили зарплату. Группа врачей Ленингорской больницы в прошлом году прошла также курсы повышения квалификации в России.
Худо-бедно, но врачи работают, внимательно следят за состоянием своего единственного пациента, и надеются, что в новом 2011 году в их больнице начнут капитальный ремонт. Надеются и терпеливо ждут. Проблема только в том, что людям, которым необходимы операции и лечение, нельзя ждать. И надеждами они тоже не вылечатся.
Джульетта Козаева.