Блиц-опрос: В последние годы наблюдается отток населения из сел РЮО. На Ваш взгляд, какие шаги необходимо предпринять для возвращения людей в села?
Инал Пухаев, глава администрации Цхинвальского района РЮО:
Администрацией Цхинвальского района проводится работа по улучшению условий жизни в селах. Работают в этом направлении и другие органы власти. Мы ремонтируем дороги, школы, клубы, водоводы, выдаем кредиты фермерам, улучшаем транспортное сообщение, возобновилась доставка почты, расширяется охват телевещанием и мобильной связью, но самое главное для людей – жилье.
В 1991-1992 годах практически все жилье в большинстве сел района было сожжено в результате грузинской агрессии. Сегодня в администрацию района обращается много людей и из Цхинвала, и из Северной Осетии и из других регионов России. Они хотят вернуться в родные села, заниматься мирным трудом, но их дома сожжены, а восстановить их своими силами они просто не в состоянии. Если бы была программа по строительству домов для возвращающихся, то их число значительно увеличилось бы.
Как только мы начнем программу по восстановлению жилья, сразу же увидим и результат, но на это пока нет средств. Надеюсь, что в этом или будущем году будут выделены средства и на решение этой важной задачи.
Павел Кумаритов, глава администрации Дзауского района РЮО:
В Дзауском районе идет работа над развитием фермерских хозяйств. Мы ремонтируем автотранспортные коммуникации, объекты инфраструктуры, выдаем кредиты для развития фермерских хозяйств, где задействовано местное население, особое внимание уделяем так называемым отдаленным селам, где наиболее целесообразно развивать сельское хозяйство. Кроме того, мы помогаем им техникой, и люди постепенно возвращаются. В 2010 году в Дзауский район вернулось 180 человек. Это число могло быть еще больше, но, к сожалению, мы не можем помочь всем желающим. Дело в том, что землетрясение 1991 года разрушило жилье в поселке Дзау и ряде сел. Одно село (Хахет) даже полностью ушло под землю. Те, кто мог, своими силами за 20 лет, так или иначе, восстановили свои дома. Остальные были вынуждены уехать в Россию. Сейчас они желают вернуться, но у них нет возможности восстановить свои дома. Мы желаем им помочь, но у нас тоже, к сожалению, нет такой возможности. Если бы была целевая программа, то можно было бы говорить об улучшении ситуации в этом вопросе.
Инал Плиев, эксперт:
В этом направлении решаются те вопросы, которые можно решить в настоящее время. Но этого явно недостаточно. Причиной этого является в первую очередь необходимость восстановления столицы. В перспективе будет необходимо провести работу по изучению настроений среди категории лиц, особенно среди беженцев в югоосетинских коллективных центрах в Северной Осетии, которые утверждают, что желают вернуться в села, узнать их мнение, выяснить условия, при которых они вернулись бы, и выполнять их по мере того, как будет появляться возможность.