Хсар Измаилович Гассиев родился в 1929 г. в городе Цхинвал в Южной Осетии. Его отец в разное время был ректором государственного института в Цхинвале, Наркомом просвещения и редактором первой юго-осетинской газеты «Хурзарин» («Восход»), мать директором школы. Семья Хсара пострадала в годы сталинских репрессий 1937 года. Отец был арестован и расстрелян в 1938 году, а мать приговорена к тюремному заключению как жена "врага народа". В возрасте 8-ти лет Хсар и его 5-ти летняя сестра вместе бабушкой были выброшены на улицу из своего дома. Они поселились в пустующем подвале, где прожили 11 лет, дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя все лишения Великой Отечественной войны. Бабушка вязала шерстяные носки на продажу и этим кормила детей. В 12 лет Хсар начал летом работать в колхозе, чтобы помочь бабушке. Прозвище "сын врага народа", постоянное чувство голода, драки с обидчиками и другие страшные воспоминания детства наложили огромный отпечаток на творчество художника. Многие его картины посвящены теме сталинских репрессий 1937 года и ожиданию матери («За что», «Расстрел», «Выстрел в спину», «Исповедь ", «Ожидание. Бабушка", «Воспоминание», «Ожидание у моста», «Мальчик болеет» и др.).
После войны, в 1945 году, Хсар поступил в Цхинвальское художественное училище, где его преподавателем и старшим другом стал Махарбег Туганов.
Окончив училище с отличием, Хсар сдал экзамены в Московский институт прикладного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили, как «сына врага народа». На следующий год, в 1951 г., поступил в Тбилисскую Академию художеств. В 1957 году он защитил диплом в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева. Почти все работы художника этого периода находятся в методическом фонде Академии.
В 1956 году семья Хсара Гассиева была реабилитирована, родительский дом вернули.
После академии художник много экспериментировал: писал пьесы, делал декорации для театральных постановок и играл роли в театре им. Руставели в Тбилиси. Больше года жил в горах Осетии, путешествовал по горным селам, писал этюды, зарисовывал долгожителей и сторожевые башни, людей, животных, изучал работы резчиков по камню. Работал преподавателем рисования в Нальчике, Владимире, Рязани. Построил дом в горах.
В 1961 году стал членом Союза художников СССР.
После смерти сестры (годы жизни в подвале подорвали ее здоровье), в 1962 г, Хсар впал в глубокую депрессию и почти не работал. Горя желанием покинуть Цхинвал, где все напоминало о трагедии его семьи, в 1964 г. художник поступил в аспирантуру при художественном институте им. Сурикова, в Москве, где его наставником стал Рындин Вадим Федорович, главный художник Большого театра.
В этот период в Москве Хсар познакомился и подружился с художниками-шестидесятниками, такими как Яковлев, Пятницкий, Ворошилов, Курочкин и др. Под их влиянием Хсар повернулся спиной к академической карьере, бросил аспирантуру и отказался от предложения стать художником Большого театра. Для получения жилья устроился дворником на Таганке. Затем был период поисков, когда был найден свой уникальный, творческий стиль. Вот как сам художник описывает это время: «Встреча с ними оказала на меня влияние. Я со своим академическим образованием вдруг понял, что эти художники попирая все общепринятые законы выражают переживания своей души… Начался поворотный этап моего творчества. Я начал делать картины о близких мне людях, о своих переживаниях и воспоминаниях, отбросив академические нормы...»
Художник очень много работал и в 1968 году, в родном городе Цхинвал состоялась его первая персональная выставка, где выставлялось 60 работ, в том числе серия иллюстраций на тему поэмы «Афхардты Хасана». Основной темой картин художника стало то, что он больше всего знал и любил: его семья, родной город, народ и природа Осетии.
Чтобы не оставлять постаревшую мать одну Хсар с семьей вернулся в 1970 году в Южную Осетию. Приезжая периодически в Москву Хсар останавливался в подмосковных Мытищах, где подружился со скульптором Евгением Чубаровым, в чьем творчестве так же сильно отразилась тема 1937 года. Постоянно выезжал на творческие дачи в Сенеж, Гурзуф.
К 50-ти летию художника в 1979 г. в Тбилиси прошла большая персональная выставка, где была представлено более 80 работ, среди них картина "Айсай Аназай" ("Застольная песня"). На картине размером 200х300 см расположено более 140 фигур. Картина принесла ему признание и была приобретена Министерством Культуры СССР и передана на хранение в Северо-Осетинский Государственный художественный музей.
В 1980 году художник со своим другом и учеником скульптором Дмитрием Томаевым отправились на 3 месяца в творческую командировку в Узбекистан , где жили в старинных городах Хива, Бухара, Ургенч. Результатом командировки стала серия работ на восточные мотивы (Восточный базар, Хива, Верблюд и др.). В этом же году Хсару присвоено звание «Заслуженный художник ГССР».
Начиная работать в мастерской каждый день в 5 утра, художник создал много картин на тему «Старый Цхинвал» (Ласточка, Старый Цхинвал, Зима в Цхинвале, Еврейский квартал и др.), «За что?» на тему сталинских репрессий, «Осетинский примитив» по мотивам искусства осетинских резчиков по камню (Сико Каркусов, Сосланбек Едзиев). Появляется множество публикаций и телепередач о художнике, где критики называли Хсара летописцем города Цхинвал. Вокруг художника собирается круг молодых художников - единомышленников. В Цхинвал постоянно приезжают друзья из Москвы – художники, искусствоведы, фотографы.
По заказу Юго-Осетинского Драматического театра в 1980-х годах художник создал декорации для нескольких пьес.
В 1986 году в Москве, в Центральном Доме Художника прошла ретроспективная выставка Хсара Гассиева, организованная Министерством культуры СССР, где были выставлены 130 его работ.
Эта выставка прошла с огромным успехом и вызвала большой отклик среди поклонников живописи в СССР. Более 30 картин художника были приобретены государственными музеями СССР, такими как: Государственный музей народов Востока в Москве, Государственный художественный музей им. Савицкого в Нукусе, Государственные Художественные музеи Томска, Тбилиси, Владикавказа. Поклонники художника появились и за рубежом.
Распад СССР и последовавшие затем трагические события в Южной Осетии способствовали тому, что художник не получил заслуженное международное признание, как другие известные русские "художники шестидесятники ", чьи картины стали доступны на международном рынке искусства после перестройки.
В следствии вооруженного конфликта в Южной Осетии родной город художника Цхинвал был частично разрушен в период с 1989 -1992гг. Особенно пострадал старый Еврейский квартал, запечатленный на многих картинах Хсара. Затем серия землетрясений в Южной Осетии стерла с лица земли много сел, в том числе родовое село Гассиевых - Бузала. В этот период Хсар создал большую серию работ на тему трагедии постигшей его родину: «Беженцы», «Землетрясение в Хахет», «Разоренный дом», «Сороковой день» и др.
В 90-х годах огромную помощь художнику оказал его друг, московский фотограф Лев Мелихов, владевший тогда галереей. Продавая периодически картины Хсара, он помог художнику пережить тяжелые времена.
За последнее десятилетие работы Хсара Гассиева экспонировались в Москве, Петербурге, Эдинбурге, Генте, Берлине, Дрездене, Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инсбруке и др.
В 2000х годах художник создал более 100 произведений: картины по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана», повторяет свою раннюю картину «Айсай Аназай» (многофигурная композиция, размером 200х300 см.), пишет много сюжетных абстракций, повторяет многие свои старые композиции.
Весь жизненный опыт художника наложил глубокую и трагическую печать на его творчество и в то же время его работы отражают большую любовь к своей родине - Осетии, к ее людям и природе. И сейчас Хсар Измаилович Гассиев по-прежнему активный и трудолюбивый художник, живущий живописью, находящийся в творческом поиске…
…Из пресс-релиза персональной выставки в Шотландии. Написан под редакцией г-на Стива Кордоуни, Вице-мэра по культуре г. Эдинбург. Перевод с английского.