Один из самых достойных музыкальных коллективов Республики - югоосетинский государственный ансамбль песни и танца «Симд» - является символом национальной культуры и искусства Осетии. Выражая через танец и песню традиции и богатство духовного мира осетин, ансамбль приобщает молодые поколения к истокам богатой древней культуры нашего народа. Именно поэтому так велик интерес общественности к малейшим изменениям, происходящим в ансамбле. О планах, проблемах и идеях, осуществление которых будет способствовать возрождению всеми любимого коллектива, корреспонденту ИА «Рес» рассказал Сергей Шавлохов, совсем недавно ставший новым художественным руководителем государственного ансамбля.
- Отец мой, Хазби Шавлохов, много лет выступал в ансамбле «Симд», и можно сказать, что азы танца преподал мне именно он. Я сам начал танцевать во дворце пионеров и школьников у заслуженного артиста Российской Федерации Таймураза Кокаева. После средней школы закончил Владикавказское училище искусств им. Валерия Гергиева по классу «спецхореография». Моим педагогом был Валерий Дзугутов - преподаватель народно-сценического танца. После училища - служба в армии, и там я служил в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа.
- В каких танцевальных коллективах Вы работали, и кого Вы считаете своим главным учителем?
- Я работал во многих ансамблях, и у меня было много достойных учителей. Я всегда старался повышать уровень своего мастерства, и у каждого из педагогов брать что-то присущее лишь ему одному, индивидуальное. Мне посчастливилось быть учеником заслуженного работника культуры Российской Федерации Таймураза Кокаева. На сегодняшний день он является художественным руководителем осетинского детского ансамбля народного танца «Маленький джигит». Работал в североосетинском государственном академическом ансамбле «Алан». Я работал с Нодаром Плиевым (заслуженный артист России, народный артист РЮО), Таймуразом Булацевым (заслуженный артист России, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии), Зелимом Козаевым (заслуженный артист Российской Федерации). Это были асы осетинской хореографии. Находиться в одном зале с такими профессионалами уже было огромным счастьем. Затем возглавил ансамбль танца «Арт» при государственной филармонии Северной Осетии. По прошествии некоторого времени «Арт» влился в госансамбль «Алан», где я до недавнего времени работал балетмейстером-постановщиком.
- Как Вы планируете работу в ансамбле «Симд»?
- Я считаю, что надо брать у старшего поколения всё, что мы можем взять. Они танцевали совсем по-другому, сейчас же исполнение танца становится более академичным. Но мы не должны забывать, как танцевали наши старшие. Посмотрите на наших женщин, как они танцевали?! А сейчас, на свадьбах мы «Хонга кафт» (танец приглашения – один из самых распространённых танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет, исполнялся очень мягко и плавно) танцуем с элементами хореографии других народов. Танец есть, но не осталось сути, смысла, стержня.
В Республике должен быть не один, а два коллектива. Чтобы один был как «Симд» - государственный, а второй — фольклорно-этнографический ансамбль, где будет выступать старшее поколение. К ним будет присоединяться и молодое поколение.
У Махарбека Туганова есть заметки, которые я изучал, связанные с историей осетинского народа, этнографией. Они поражают достоверностью в плане передачи национальной культуры. Вот из подобных материалов мы должны черпать знания по воссозданию национального танца и национального костюма.
Хочу вспомнить Хаджисмела Варзиева (советский и российский хореограф, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Северо-Осетинской АССР), он был одним из моих педагогов в ансамбле «Алан». Он всё, что можно было, брал из старинных обрядов и переводил в хореографию. Вот на таких примерах мы должны учиться.
Так же обстоит дело и с национальным костюмом. Сейчас коллективы танцуют в одной черкеске, меняется лишь цвет. Все наши костюмы, которые были до черкески - великолепны. Всё это надо искать и собирать. Я попросил художников и работников музеев заняться возрождением старинных костюмов, вплоть до восстановления орнаментов. То же касается и женских костюмов. Всё это надо возвращать.
Также хочу пригласить представителей старшего поколения «Симд». Им всем небезразлична судьба ансамбля. Мы будем с ними советоваться, вплоть до того, чтобы они присутствовали на репетициях. Каждый из них может внести что-то хорошее. Советоваться, интересоваться, учиться не стыдно. Я буду искать самый правильный путь, по которому должен пойти «Симд». Ансамбль должен быть на хорошем уровне, и мы сообща должны выработать общую стратегию по реализации этого плана.
- Что Вы считаете самым главным достижением в Вашей жизни?
- Самым главным достижением я считаю возрождение ансамбля «Арт», а также моих учеников, которых я учил, как собственных детей. На сегодняшний день они – солисты ансамбля «Алан», многие из них работают в Москве и за границей.
Хочу добавить, что я буду считать очень важным достижением, если «Симд» станет одним из самых достойных коллективов в современном мире. Он всегда был достойным, но война сделала своё дело. Она откинула нас на много лет назад во всех сферах человеческой деятельности.
- Какие новые идеи возникают у Вас в процессе работы?
- Есть хорошие идеи, высокие цели, но о них ещё рано говорить, потому что пока не сделано ничего серьёзного. Не хочется говорить громких слов - надо работать. Надо показать один шаг, и если наша стратегия понравится, то будем двигаться дальше в этом направлении.
Что касается мужского хора при государственном ансамбле «Симд», я хочу, чтобы мы стали их записывать и транслировать на телевидении. Нужно непременно записать несколько компакт-дисков с песнями в их исполнении. Для меня это – важная задача, которую необходимо выполнить. С этой просьбой я буду обращаться в Министерство культуры РЮО.
Самое главное, что бы мне хотелось сказать – это то, что я постарался вокруг себя собрать команду профессионалов, потому что один Сергей Шавлохов ансамбль «Симд» никогда не сделает. Это Ирина Кулумбегова — заслуженный педагог РЮО, хормейстр, Сослан Санакоев — заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики, главный балетмейстер, Медея Гугутишвили — заслуженная артистка Грузинской АССР, балетмейстер-постановщик, Сослан Джиоев – руководитель оркестра, Нариман Калаев – директор «Симда». А результат будет лишь в том случае, если мы будем работать сообща, сплочённым коллективом.
Инга Чехоева