Нынешняя избирательная кампания по выборам Президента и референдуму имеет ряд серьезных отличий от предыдущих плебисцитов, проходивших в республике. После долгих дискуссий и несмотря на рекомендации Парламента ЦИК все же приняла решение не открывать избирательные участки в РСО — Алании. Всего в день выборов в РЮО будут работать 84 участка, два из которых в с. Верхний Рук будут открыты для избирателей, приезжающих в день выборов из Северной Осетии. Еще одним новшеством станет проставление печати в паспорте (а голосовать, напомним, можно только по югоосетинскому паспорту) каждого проголосовавшего, что позволит избежать повторного голосования одним и тем же человеком. В остальном существенных изменений, касающихся подготовки к выборам и хода голосования, не произошло. На несколько наших вопросов в преддверии выборов ответила председатель ЦИК РЮО Белла Плиева.
– Как будут голосовать избиратели — по месту жительства или по месту прописки? В ходе всей предвыборной кампании усиленно муссировались разговоры об отсутствии списков избирателей. Хотелось бы услышать ваши комментарии.
– Эти разговоры абсолютно беспочвенны. Как и в предыдущие избирательные кампании, ЦИК провела соответствующую работу по составлению списков избирателей. Эти списки находятся в участковых избирательных комиссиях. Были проведены обходы по домам, записали всех людей, имеющих право голоса. Если по какой-то причине человек не попал в списки избирателей (на момент проведения переписи его не было дома и т.д.), он может прийти в день голосования на участок по месту прописки и будет внесен в дополнительные списки. Уже за несколько дней до голосования в участковых избирательных комиссиях должны быть вывешены списки избирателей. На большинстве участков эта процедура уже проведена, на некоторых — несколько запаздывает в силу объективных причин, основная из которых — проведение ремонтных работ в помещениях, где расположены участковые избирательные комиссии. Но ко дню выборов все без исключения участки будут готовы. Проблем с прохождением процедуры голосования не будет.
– Как будут голосовать граждане нашей страны, которые приедут на участки в с. Рук в день выборов из Северной Осетии?
– Участковые комиссии, которые будут работать для граждан, приезжающих в день выборов, не имеют готовых списков избирателей. Они будут составляться по мере прибывания голосующих. Люди просто будут приходить на участок и предъявлять паспорт гражданина РЮО, а их внесут в списки и выдадут им бюллетени для голосования. Желающих проголосовать, я думаю, будет много, но мы готовы к предстоящей работе, постараемся держать ситуацию под контролем, чтобы каждый человек, приехавший из-за хребта для исполнения своего гражданского долга, смог спокойно сделать свой выбор.
– Многие граждане говорят о том, что представители некоторых кандидатов в Президенты составляют свои, так называемые альтернативные списки избирателей. Нам приходилось слышать, что эти люди обходят целые районы, в каждом доме записывая количество членов семьи, имеющих право голоса. Насколько это законно и как ЦИК реагирует на подобные сигналы?
– Таких сигналов от населения в ЦИК не поступало. Но к нам поступило несколько звонков от участковых избирательных комиссий, в которые подходили неизвестные люди и требовали предоставить им копии списков избирателей. Я категорически запретила всем участковым избиркомам выдавать эти списки кому-либо на руки. Это противозаконно.
– Некоторые кандидаты в Президенты также выступили с инициативой о создании так называемого комитета избирателей. Не нарушает ли это закон «О выборах» РЮО?
– Выборы, вся избирательная кампания начинается и заканчивается по закону. У нас на руках 3 конституционных закона и Конституция РЮО, в которых четко прописаны порядок и правила проведения выборов. Нигде, ни в одном из этих законов не прописано, что кто-либо, а в данном случае так называемый Комитет избирателей, может проверять работу ЦИК. На нас могут подать в Верховный суд, оспорить в судебном порядке какое-либо наше решение, но не более того. Поэтому создание такого рода Комитетов и прочих «контрольных органов» противозаконно. Мы также отвергаем возможность нумерации бюллетеней. Главное условие выборов — тайна голосования — не должно нарушаться. На каждом участке будут присутствовать представители всех кандидатов с правом подписи. Этого, я думаю, достаточно, чтобы избежать фальсификаций.
– Какова общая численность избирателей?
– В самой республике это 35 тысяч человек. Эта цифра возникла не просто так, мы суммировали данные, полученные от участковых комиссий. Еще 17 тысяч наших граждан, имеющих право голоса, проживает на территории РСО — Алания. Исходя из этих цифр, мы изготовили 52 тысячи бюллетеней. В них были внесены фамилии всех 17 кандидатов. На сегодняшний день двое кандидатов уже сняли свои кандидатуры (что, кстати, можно сделать и за день до выборов), а потому из всех бюллетеней мы вручную будем вычеркивать их фамилии.
– Белла Владимировна, как ЦИК реагирует на нарушения в ведении предвыборной кампании со стороны отдельных кандидатов и их представителей, когда мы все становимся свидетелями использования «грязных» пиар-технологий, подкупа избирателей и т.д.?
– В период всей предвыборной кампании Центризбирком реагирует на все сигналы, поступающие как от граждан, так и штабов отдельных кандидатов. Мы проверяем информацию, фиксируем нарушение, если оно имеет место, делаем соответствующие замечания или даем рекомендации тем, кто каким-либо образом нарушает закон. Пока серьезных нарушений, которые могли бы стать причиной для того, чтобы снять того или иного кандидата с предвыборной дистанции, мы не зафиксировали.
– Даже на заключительном этапе предвыборной кампании не стихают разговоры вокруг отсутствия у некоторых из зарегистрированных кандидатов так называемого ценза оседлости. Называются фамилии Бибилова, Кабисова, Кочиева... Имеют ли эти разговоры реальные причины?
– В ЦИК обращались лишь по вопросу о соответствии ценза оседлости кандидата в Президенты Кабисова Г.С. Других сведений в отношении остальных зарегистрированных кандидатов в Центризбирком не поступало. Мы по всем кандидатам в Президенты делали запросы в МВД, если там подтверждают факт постоянного проживания на территории РЮО за последние 10 лет того или иного кандидата, вопросов к этому человеку относительно соответствия цензу оседлости у нас нет. В отношении кандидата Г. Кабисова к нам действительно поступала жалоба, указывающая на нехватку двух лет из необходимых десяти. Мы немедленно отреагировали. Обратились в штаб Кабисова с просьбой разъяснить нам указанные в жалобе факты. Штаб названного кандидата представил нам доказательства того, что Кабисов действительно работал в коммерческом банке в Северной Осетии, но работа не требовала его постоянного присутствия на месте, во Владикавказ он выезжал периодически, но все это время жил в Цхинвале. Соответствующая справка была получена и из Владикавказа. Так что и этот сигнал оказался ложным, что подтверждает проведенную ранее четкую работу ЦИК при регистрации кандидатов.
– Многие из кандидатов в Президенты выражают недовольство работой ЦИК. Как ЦИК реагирует на замечания в свой адрес?
– Ни один из уполномоченных кандидатов в Президенты, который посетил ЦИК и пришел сюда с каким-либо вопросом, от нас без ответа не ушел. У нас все идет по рабочему плану. Я как Председатель ЦИК не обязана на каждую реплику, на каждое возмущение отвечать или выступать по ТВ. Тем более что большинство «обвинений» в наш адрес абсолютно беспочвенны и надуманы. Я буду отвечать на вопросы только тогда, когда это необходимо. На сегодняшний день главное для нас — работать над тем, чтобы избиратели пришли 13 ноября и проголосовали, чтобы выборы Президента и референдум состоялись. Пользуясь случаем, через вашу газету я в очередной раз обращаюсь к избирателям проявить активность и прийти на участки в день голосования — 13 ноября.
Рада Дзагоева
Югоосетинская газета «Республика»