О ситуации в преддверии второго тура президентских выборов в Южной Осетии, о своей оценке действующей власти и оппонентов в интервью ИА «Рес» рассказал кандидат в президенты РЮО Анатолий Бибилов.
Анатолий Ильич, как Вы оцениваете общественно-политическую ситуацию в Республике в преддверии второго тура выборов?
Прежде всего, я хочу выразить благодарность тем гражданам нашей Республики, которые поддержали меня в первом туре президентских выборов и выразить уверенность в своей победе во втором. Я уверен в своей победе благодаря именно их поддержке.
Что касается ситуации, то определенная напряженность, конечно, сохраняется, причем есть даже опасность каких-то радикальных шагов. Я уже говорил в одном из интервью, что реваншизм для Южной Осетии сегодня неприемлем. Не надо стоять на реваншистских позициях, нужно иметь желание изменить жизнь к лучшему, чтобы поменялось все, к этому надо идти. Наша программа в плане единства, порядка и развития, я считаю, должна играть ключевую роль и в политике, в том числе.
Как, на Ваш взгляд, прошел первый тур выборов? Заметил ли Ваш штаб какие-то нарушения, подтасовки, фальсификацию итогов голосования?
Все кандидаты, включая тех, которые не прошли во второй тур — не имеют претензий к процессу выборов. То есть, если все 11 кандидатов согласны с результатами первого тура, получается, что выборы были демократичными, никаких особых нарушений, в том числе фальсификаций, не было. Это очень радует. В этом плане великолепно справилась со своей ролью ЦИК. Хотя, конечно, определенные нарекания к ЦИК тоже есть, но, в любом случае, нельзя сказать, что имевшие место нарушения могли повлиять и повлияли на результаты голосования.
Что касается конкретно нашего участия, нашего штаба, меня как кандидата, то мы прекрасно понимаем, что мы работали против всех. Хочу пояснить, в каком плане. Власть работала против нас. Оппозиция ничего не делала, только говорила про нас, что мы люди власти, люди Кремля, люди тех, этих и так далее. В то же время те, на кого ставила власть, обливали нас грязью через телевидение, «Ног Бон» и прочее. При той каше, которую заварили и те и другие, могу сказать, что народ действительно проявил мудрость и понимание того, что никаких реваншистских настроений у нашего штаба и у меня лично не было и нет. Никаких моментов, которые могли бы дестабилизировать ситуацию в Южной Осетии в наших действиях не было, и мы эту кампанию прошли, никого не обливая грязью, никому не давая повода сказать, что наш штаб допускает некорректное поведение к оппонентам. Я этим горжусь. Мы поняли, что народ Южной Осетии ценит честность, порядочность, уважение ко всем.
Вы опасаетесь нарушений во втором туре?
Не думаю, что могут быть какие-то нарушения. Почему? Потому что, в любом случае, при той системе голосования, которая сегодня есть, трудно практически сделать какие-то фальсификации. Во всяком случае, я про такие возможности не знаю, хотя, может быть, они есть.
В одном из недавних своих интервью Вы резко высказались в адрес действующего президента и его окружения. Почему такую оценку Вы даете сейчас, после первого тура, а до этого принимали поддержку президента и таких высказываний не делали?
Дело не в том, принимал ли я его поддержку, или нет. Меня выдвинула партия «Единство». Председатель этой партии — уважаемый Эдуард Джабеевич. В то же время, я всегда это говорил: выборы — это референдум о доверии к власти. И я четко определил вот это недоверие к власти и четко уяснил, из-за кого нет уважения к этой власти. Я сказал, что это мое мнение подтверждено выборами. Я не придумывал эту оценку, она — есть. Народ Южной Осетии понимает, что это действительно так. А о том, что действительно так, — необходимо говорить. Вся предвыборная кампания, в том числе и «поддержка», и обливание грязью, показывает что на самом деле власть делала все, чтобы я не выиграл. И на самом деле это так, это все знают и понимают.
На данный момент действующий президент Вас еще поддерживает, есть ли у Вас с ним какие-либо контакты, встречи?
Я никакой поддержки, на данный момент, не ощущаю.
Если Вы выиграете во втором туре, как будете строить взаимоотношения с вашим оппонентом — Аллой Джиоевой?
Я всегда подчеркивал и подчеркиваю — не только Алла Джиоева, но и те оппоненты, которые участвовали в выборах президента РЮО в первом туре, являются гражданами Республики. У всех них есть потенциал, не использовать который для народа, для Южной Осетии, для развития, для «Осетинского прорыва», в конце концов, было бы преступлением. То есть за ними стоят люди, электорат, и не использовать, игнорировать этот электорат — преступно. Это однозначно. И в этом случае я не хочу, чтобы опять было так: одни сегодня не пускают сюда других, завтра к власти приходят эти другие и не запускают тех. Наше общество устало от всего этого и это общество прекрасно понимает, что так продолжаться больше не может. Это общество понимает, что не может быть развития при личностном неприязненном отношении власть имущих друг к другу. Государственное мышление должно быть у вех, кто руководит государством. И в этом плане мы четко понимаем, что любой гражданин РЮО вправе посещать свою Родину, должен соблюдать все действующие на территории Республики законы и вести себя соответственно этим законам. Это и есть порядок, и к этому нужно стремиться.
Пригласите ли Вы, в случае своего избрания, Аллу Джиоеву в свою команду?
У Аллы Алексеевны есть потенциал, серьезный потенциал. И не считаться с этим нельзя. Когда закончится второй тур, конечно же будут переговоры, может быть, определенное сближение позиций и прочее. Сейчас нельзя сказать, что если Алла Алексеевна проиграет, я ее поставлю, условно говоря, председателем правительства. Обо всем этом будут вестись переговоры.
А в случае проигрыша, Вы будете стремиться войти в правительство Аллы Джиоевой?
Есть выбор народа, и этот выбор уважать должны все, независимо от каких-то личных амбиций. В случае победы Аллы Джиоевой, приглашать меня в правительство или нет, будет ее прерогативой.
Вы не раз говорили, что будете вносить дополнения в свою предвыборную программу по мере поступления каких-то конструктивных предложений? Это происходит? В программу вносятся дополнения или, может быть, изменения?
Да, это происходит. Те пожелания и наказы, которые мы услышали в ходе предвыборных встреч и которые поступили в наш штаб, уже проанализированы и, конечно же, в соответствии с этим, программа будет меняться. Работа идет, дополнения и изменения готовятся, и скоро мы представим их нашим избирателям.
Что бы Вы хотели, пользуясь случаем, сказать населению Республики?
Я бы хотел обратиться ко всем избирателям, чтобы они обязательно пришли на избирательные участки, обязательно проявили свою гражданскую позицию и проголосовали за будущее Осетии. В первом туре народ пришел на избирательные участки, но хотелось бы, чтобы явка была не 68%, а, допустим, 88% или 98%. Ведь от нашей гражданской позиции, от гражданской позиции каждого человека в отдельности, будет зависеть завтрашний день Республики Южная Осетия.