Как достигнуть компромисса ради блага народа
В Южной Осетии по-прежнему продолжается противостояние между действующей властью и сторонниками Аллы Джиоевой, к которым присоединилась значительная часть экс-кандидатов. Нынешняя ситуация стала апогеем тяжелейшего системного кризиса, который не был своевременно разрешен и теперь всему обществу приходится расхлебывать последствия многолетнего игнорирования наболевших проблем.
Начавшийся было переговорный процесс внушал призрачную надежду на достижение компромисса. Однако решение Верховного суда, вынесенное после обстрела квартиры генпрокурора, не оставило надежды на достижение какого-либо правового компромисса. Ситуация явно зашла в тупик, который может иметь непредсказуемые последствия.
Как отмечают эксперты, силовой сценарий и окончательная дестабилизация ситуации могут быть выгодны третьей стороне. В частности, по словам российского эксперта Михаила Чернова, обстрел квартиры однозначно не цхинвальский способ выяснения личных отношений и не цхинвальский метод политической борьбы. «Такая форма силового воздействия могла быть спланирована только извне. Акция, скорее всего, была приурочена к рассмотрению Верховным судом иска лидера оппозиции Аллы Джиоевой. Люди, протестующие против отмены итогов выборов на центральной площади Цхинвала, как и публичные лидеры оппозиции, наверняка не причастны к обстрелу», - считает Чернов. По его словам, негативные процессы и противостояние потребуют принятия нестандартного решения по будущей конфигурации власти в Южной Осетии.
Действительно, разрешить нынешнюю ситуацию шаблонными и уж тем более силовыми способами однозначно не удастся. Более того, дальнейшее обострение ситуации чревато дестабилизацией обстановки во всем регионе.
В качестве примера нестандартного подхода к разрешению кризиса можно привести абхазскую модель, где в ходе президентских выборов 2004 года сложилась во многом аналогичная картина. Недаром, подавляющее большинство экспертов сравнивают нынешнюю ситуацию в Южной Осетии с событиями в Абхазии семилетней давности.
Результаты президентских выборов в Абхазии, прошедших 3 октября 2004 года, также оказались неожиданными для многих участников и наблюдателей и привели к расколу как внутри правящей элиты, так и среди широких слоев населения. Рауль Хаджимба - кандидат, пользовавшийся поддержкой тогдашнего президента Ардзинбы и российского руководства, потерпел поражение. После нескольких дней колебаний Центральная избирательная комиссия лишь 11 октября признала выборы состоявшимися и заявила, что Президентом Абхазии избран Сергей Багапш.
За Багапша, по данным ЦИК, проголосовали 43 тысячи 336 избирателей, что составило 50,08% от принявших участие в выборах жителей Абхазии. За Рауля Хаджимбу было подано 30 815 голосов (32%). Председатель ЦИК сразу после этого заявления подал в отставку. Вице-президент Валерий Аршба, Спикер Парламента Нугзар Ашуба, генеральный прокурор республики Рауф Коруа и председатель Верховного суда Алла Авидзба фактически приняли сторону Сергея Багапш. Вскоре после этого Ардзинба внес на рассмотрение парламента предложение об освобождении генпрокурора от должности, а председатель Верховного суда сама подала в отставку.
О своём нейтралитете заявили руководители министерств обороны, внутренних дел и Службы государственной безопасности Абхазии.
Ардзинба назвал решение ЦИК «неправовым и абсурдным» и обвинил Грузию в осуществлении «ползучего переворота» в Абхазии.
Далее события развивались по нарастающей. 14 октября в Сухуме прошел общенациональный сход граждан, организованный сторонниками Сергея Багапш. Участники схода проголосовали за обращение к Президенту России, в котором подчеркивается, что «пророссийская ориентация Абхазии - это выбор её народа, а не заслуга отдельных руководителей».
26 октября судебная коллегия Верховного суда Абхазии приняла решение создать комиссию для подсчёта результатов голосования по выборам главы республики, в которую войдут по одному представителю от Рауля Хаджимбы и Сергея Багапша, а также от ЦИКа.
28 октября вечером Верховный суд объявил выборы состоявшимися и назвал победителя - Сергея Багапш. Но в ночь на 29 октября в здание суда ворвались сторонники Хаджимбы и вынудили суд отменить прежнее решение и вынести новое, которым признаётся необходимым провести повторные выборы.
29 октября Ардзинба подписал указ, которым поручил ЦИК провести повторные выборы в течение 60 дней.
30 октября сторонники Багапша заняли здание Абхазской государственной телерадиокомпании. Багапш заявил, что ЦИК и Верховный суд, которые подверглись силовому давлению, фактически перестали функционировать. Его сторонники выразили надежду, что конфликтную ситуацию сможет урегулировать парламент. Однако сторонники Рауля Хаджимбы заблокировали здание парламента, лишив депутатов возможности провести внеочередное заседание, и в течение двух недель удерживали захваченные помещения.
12 ноября сторонники Сергея Багапш взяли штурмом комплекс правительственных зданий - здание бывшего Абхазского областного комитета КПСС. При захвате от случайного выстрела погибла 78-летняя ученая, доктор филологических наук и известная правозащитница Тамара Шакрыл. В результате сторонники Хаджимба были изгнаны из удерживаемого ими помещения парламента. Президент Абхазии Владислав Ардзинба и премьер-министр Нодар Хашба объявили события 12 ноября попыткой государственного переворота. Армия Абхазии была приведена в повышенную готовность. Сторонники Рауля Хаджимбы обратились к руководству России с просьбой о защите и покровительстве, утверждая, что захват правительственных зданий в Сухуме осуществлен по сценарию грузинских спецслужб.
Вскоре МВД республики фактически перешло на сторону Сергея Багапш.
Сухум фактически полностью контролировался сторонниками абхазской оппозиции. Большая часть населенных пунктов Абхазии также перешла под контроль сторонников Багапш.
Ситуация начала разрешаться после вмешательства Совета старейшин Абхазии, который обладает весьма высоким авторитетом в республике. В Совете старейшин были представлены все абхазские села, так что это мероприятие было чем-то средним между Советом старейшин и Всеобщим сходом абхазского народа. 23 ноября Совет старейшин Абхазии признал победу Сергея Багапш на выборах Президента республики. Старейшины пришли к выводу, что Багапш набрал большее количество голосов и должен стать Президентом Абхазии. В то же время старейшины дали поручение обоим кандидатам примирить своих сторонников и работать вместе в одной команде. Сергей Багапш тут же заявил, что он готов предоставить Раулю Хаджимбе высокий пост в руководстве. Свою роль в достижении компромисса сыграли и посредники из России во главе с заместителем генпрокурора России Владимиром Колесниковым.
В результате переговоров, длившихся несколько дней, была достигнута договорённость о проведении в январе 2005 года новых выборов, в которых Багапш должен был баллотироваться в президенты, а Хаджимба - в вице-президенты.
Соглашение «О мерах по достижению национального согласия в Республике Абхазия» было оформлено письменно, свои подписи под ним поставили Багапш и Хаджимба, а также действующий Президент Владислав Ардзинба, премьер-министр Нодар Хашба, спикер Парламента Нугзар Ашуба; в качестве гарантов выступили российские посредники: вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин и первый заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников.
Таким образом, благодаря взаимным уступкам опасность гражданской войны была отведена. Абхазское общество показало пример, как можно достигать компромиссов ради блага народа. В Южной Осетии такая практика явно отсутствует. Республике нужна формула национального согласия, примирение через взаимные уступки. Иного пути не дано.
Кстати, небезынтересна реакция тогдашнего руководства России в 2004 году после достижения компромисса в Абхазии. «То, что там происходит, меня радует. Решающее слово всегда за народом той территории, о которой идет речь, в данном случае Абхазии. Это заслуга и самих политических деятелей, которые смогли прислушаться к мнению народа, мнению друг друга, встать над личными амбициями, искать пути к взаимопониманию. Не хотел бы причислять этот консенсус к российским заслугам. В Абхазии действительно были посредники из России, но они были не больше чем посредники. Мы их поблагодарим за активную и результативную работу, но я считаю, что это заслуга самих абхазских политических лидеров и абхазского народа. Эти люди пришли в политику не для того, чтобы следовать своим узкокорыстным целям, разрушать экономику, а для того, чтобы служить народу», - заявил тогдашний Президент России Владимир Путин.
Абхазы смогли пройти через Сциллу и Харибду внутреннего раздора. Благодаря прецеденту 2004 года политическая элита Абхазии и общество в целом научились решать имеющиеся противоречия путем компромиссов, что позволило им после этого проводить практически образцовые выборы. Южная Осетия, ее политические деятели сегодня точно также находятся перед выбором - компромисс или разрушение остатков государственности.
Юрий ВАЗАГОВ
Газета "Южная Осетия"