Итоги визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Грузию в очередной раз показывают, что грузинские, а отчасти и представляемые ею американские власти, живут в созданной ими же параллельной реальности, имеющей мало общего с действительностью.
Г-жа Клинтон в очередной раз произнесла ритуальное заклинание о признании США «территориальной целостности» Грузии и призвала Россию «прекратить оккупацию и милитаризацию грузинских территорий». Безусловно, без этого программа её пребывания в Тбилиси была бы не полной. Но о каких территориях идёт речь? Последний российский солдат (к сожалению, не поднявший флаг России над Воронцовским дворцом в Тбилиси, но всё ещё впереди) покинул грузинскую территорию без малого четыре года назад. Южная Осетия и Абхазия, которые, по-видимому, имеются в виду американцами, уже международно-признанные государства, и это общеизвестный факт. Молодые республики никем, тем более, Россией, не оккупированы. Для того чтобы этого не случилось со стороны Грузии, в них развёрнуты российские военные базы, правовой статус которых определён российско-югоосетинскими и российско-абхазскими международными договорами.
Что касается т. н. «нейтральных», а на деле грузинских паспортов, которые Тбилиси пытается навязать Южной Осетии и Абхазии, то инициатива Клинтон о признании этих документов для осетинских и абхазских студентов, собирающихся учиться в США, не может вызвать ничего, кроме недоумения. Способные абитуриенты РЮО и РА уже много лет пользуются лимитами, позволяющими получить бесплатное высшее образование в лучших вузах РФ. Не оспаривая качество обучения в американских университетах, хотелось бы отметить: учитывая, мягко говоря, сложные отношения между США, Южной Осетией и Абхазией, можно уверенно прогнозировать — выпускники западных вузов вряд ли будут приняты дома, а особенно на госслужбе, с распростёртыми объятиями. Те, кого это не волнует, — а таких, пожалуй, наберётся пару десятков — безусловно, рады предложению Клинтон. Патриотов же американская «щедрость» не волнует.
Если же говорить о грузинских социальных льготах, доступ к которым также открывает «нейтральный» паспорт, то остаётся надеяться, что в скором времени качество социальной сферы в Южной Осетии и Абхазии заставит грузинских граждан обращаться за помощью в Цхинвал и Сухум. И из гуманных соображений такая помощь, безусловно, будет им оказываться. А вот г-же Клинтон пора бы смириться реальностью, какой бы безрадостной, с её точки зрения, она ни была.
Яна Амелина, начальник сектора кавказских исследований РИСИ