Блиц-опрос: Как Вы прокомментируете заявления главы Грузинской православной церкви Илии II, который в ходе последнего визита в Москву в очередной раз не удержался от политической риторики, сказав, что «уверен в возвращение» Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии?
Благочинный Цхинвальских церквей, иерей Иаков Хетагуров:
Ничего нового для нас не произошло, риторика та же самая, нежелание грузинской стороны смотреть в глаза действительности налицо. Нас игнорируют и делают вид, что нас не существует. Это продолжается последние 15 лет.
С другой стороны, эти события - дела русской и грузинской православных церквей. Это их политика, их дела. К нам это, конечно, имеет косвенное отношение, мы знаем их позиции, но явно к нам это не относится. Мы продолжаем свое дело, у нас есть своя национальная церковь и нет причин впадать в панику.
Другое дело, если бы они собрались вместе и громко сказали, что Грузинская и Русская православные церкви, осознав реалии, решили поступить по христиански и выполнить свою роль в становлении в Осетии автокефальной церкви. Мы имеем на это право, ничего не придумываем – у нас была своя митрополия, своя национальная церковь.
Уполномоченный президента РЮО по делам религии Соня Хубаева:
Визит патриарха Грузии Ильи II в Российскую Федерацию можно оценивать как очередную провокацию против Южной Осетии и Абхазии. С другой стороны визит Ильи II в Россию в принципе не меняет ничего. Просто он выполняет функции миротворца между президентом и новым премьером Грузии.
Поэтому на сегодняшний день испытывать какое-то чувство напряженности в связи с его визитом не стоит, так-как ничего серьезного из этого не последует, и никаких серьезных последствий не повлечет. В Южной Осетии все уверены, что пока у руководства России находятся Владимир Путин и Дмитрий Медведев, никаких изменений российской политики в отношении Южной Осетии и Абхазии не будет.
Но, все же, прием Ильи II в России на таком уровне вызывает, по меньшей мере, недоумение. Человек, сыгравший достаточно негативную роль в новейшей истории Грузии по отношению к другим народам, не должен был получить такую награду. Это осуждается со стороны нашего населения.
Инал Плиев, независимый эксперт:
В Южной Осетии помнят Чрезвычайный приказ Католикоса-Патриарха Грузинской Православной Церкви Илии II, в котором запрещается убивать только грузин. Убийства представителей других народов Чрезвычайный приказ Святейшего и Блаженнейшего не только не осуждает и не запрещает, но даже не порицает. Этот Чрезвычайный приказ Илия II издал в период правления в Грузии Звиада Гамсахурдиа, в период антиосетинской и антироссийской истерии и активной подготовки в вооруженному вторжению в Южную Осетию. А уже в период правления Михаила Саакашвили предстоятель Грузинской Православной Церкви благословил грузинское военное знамя и напутствовал грузинских солдат пожеланием водрузить это знамя в Цхинвале и Сухуме. Формальный приказ о нападении на Южную Осетию отдал президент Грузии Михаил Саакашвили. А Илия II дал внутреннюю, духовную уверенность грузинским солдатам и офицерам, что убийства российских миротворцев, осетинских мирных жителей (как и всех негрузин) не являются грехом, а что полномасштабное военное нападение на крошечный Цхинвал всей мощью грузинской армии во имя водружения в поверженном городе грузинского знамени является делом богоугодным. И с именем своего «бога» на устах (не Бога, который зовет к миру и любви, а «бога», который радуется убийствам и прочему злу), со словами Илии II в сердце грузинские танкисты расстреливали мирных цхинвальцев, сжигая их дома, сжигая в машинах целые семьи…
Такая «христианская» мораль распространяется уже более двадцати лет Грузинской Православной Церковью под руководством Илии II. Этот религиозный деятель ни словом, ни пол-словечком не выразил и тени неприятия убийств, чинимых грузинской военщиной ни в Южной Осетии, ни в Абхазии.
Напротив, он является одним из наиболее активных апологетов вывода российских войск из Южной Осетии, прекрасно зная, что до ввода российских войск на земле Южной Осетии постоянно происходили обстрелы и перестрелки, унесшие много жизней и осетин, и грузин, не говоря уже о трехмесячной летней войне 2004 года и полномасштабной военной агрессии Грузии против Южной Осетии и России 2008 года, и зная, что только российские войска мешают грузинской армии вновь ворваться в Южную Осетию и довершить начатое ранее истребление южных осетин. Фактически Илия II выступает за развязывание войны (как это далеко от учения Христа!). И в это время получает премию за… миротворчество.
Присуждение Илие II премии за миротворчество, несомненно, компрометирует эту премию. С этой премией произошло то же самое, что и с Нобелевской премией мира, которой уже награждены люди, виновные в развязывании войн, в гибели людей.