В каждом современном городе есть место, которое можно назвать его сердцем. Это не обязательно комплекс административных зданий или центральная площадь. Порой о городе многое могут сказать несколько старинных зданий или небольшой уютный сквер. И в то же время на карте, правда, не всякого города, находится место, которое наиболее ярко отражает его сущность.
В столице Республики Южная Осетия старая часть города всегда притягивала внимание горожан и гостей. Особенность Цхинвала в том, что Старый город никогда не был изолирован от остальной части города. Здесь жили люди, через его кварталы пролегали пути в оживлённые места: церковь, музей, городской рынок и парк отдыха, на промышленные предприятия, через него проходил восточный выезд из самого города. По сути, это один из городских центров. Старый город был ядром формирования будущей столицы Южной Осетии. И формирование это шло в лучших традициях толерантности. Основу Старого города составили национальные кварталы: «Осетинская слободка», «Еврейский квартал», улицы Армянская и Грузинская. Центром была небольшая площадь, расположенная перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы. До 40-х годов прошлого столетия именно национальные кварталы составляли основу правобережной части г. Цхинвал.
«Осетинская слободка» представляла собой компактное поселение осетинского населения в Старом Цхинвале и охватывала улицы Осетинскую (бывшая ул. К. Маркса), Энгельса, Сталина, а с севера ограничивалась линией ул. Московской. Эта территория составляла северную и западную части города, дальше располагались только сады и огороды. Отличие кварталов было не только в их национальном составе. Были различия и в архитектуре. Если, например, в Еврейском квартале преобладали здания в восточногрузинском стиле: с ажурными балкончиками, деревянными надстройками — то в Осетинской слободке строения были более европеизированы: преимущественно каменные, с деревянными верандами и каменными фронтонами. Пример такой архитектуры — характерное здание, расположенное по ул. Первомайской, №1, рядом с паспортным столом. Конечно, в домах осетинских богатеев Сави Парастаева и Тикуна Карсанова присутствовал и барский размах. Это, например, здания республиканской прокуратуры, средней школы №10 и здание МВД. К сожалению, со временем их архитектурные изыски были нивелированы многочисленными ремонтами фасадов, но размеры зданий впечатляют и сегодня.
Впрочем, Цхинвал никогда и не был захолустным местечком. В этом оживленном торговом пункте формировалась своя элита, и её амбиции неизбежно проявлялись при строительстве частного жилья. Газета «Кавказ» писала в 1887 году: «Цхинвали если чем и отличается от остальных населённых пунктов, то только своим размером; городок не очень большой и населённый. В остальных отношениях вы замечаете здесь то же, что и повсеместно. Масса небольших и скромных домов, среди которых, Бог знает каким образом, попадаются двух- и трёхэтажные дома с претензиями на европейский вкус…». Именно особый колорит, основанный на национальной пестроте городского населения и архитектурных контрастах, и составлял особенный, неповторимый облик Цхинвала.
Сегодня мы должны констатировать: старого Цхинвала как такового уже не существует. Часть строений была разрушена в течение десятилетий войн и разрухи, а то, что осталось, постарались «преобразить» современные строители. К счастью, история градостроения имеет пример того, как исторический облик города восстанавливался после его полного уничтожения. Это возрождение столицы Польши Варшавы. И в частности её исторической части — Старого города, или, как его называют сами варшавяне, «Старе Място». В 1944 году фашистские войска, оккупировавшие Польшу, практически сравняли с землёй Варшаву в отместку за начавшееся вооружённое восстание.
В течение десяти лет польские архитекторы и строители восстанавливали свою столицу, обращая особое внимание на возрождение её исторической части. Опытные реставраторы собирали облик города буквально по крупицам — чудом уцелевшим чертежам, фотографиям, картинам, описаниям. В итоге получилась удивительно точная модель старой Варшавы. Дома, построенные недавно, выглядят, как средневековые здания. Сложно сегодня поверить, что возраст такого реалистичного средневекового города исчисляется не веками, как и должно быть, а всего лишь несколькими десятилетиями. Внутри здания оборудованы по всем современным стандартам и не представляют собой бутафорские коробки. Таким образом, поляки смогли воссоздать функциональный Старый город со своеобразной системой улиц и переулков, площадей и скверов. И главное, с неповторимой атмосферой! Неудивительно, что «Старе Място» является одной из самых посещаемых польских достопримечательностей. И к тому же внесено в список ЮНЕСКО как памятник мировой культуры.
Нет худа без добра! Возможно, сложившаяся ситуация, при которой предстоит возрождать историческую часть Цхинвала заново, станет тем добром, которое будет следствием «худа» — усилий грузинских артиллеристов и нынешних строителей.
Но одно сказать — другое сделать. Проблем в этом процессе немало. Прежде всего, необходимо желание самого руководства республики и Цхинвала восстановить старую часть города. После этого возникает проблема финансирования. Сюда входят расходы по отселению жителей старых домов, входящих в реставрационную зону, разработка самого проекта, финансирование строительно-восстановительных работ.
Понятно, что средств самого государства не будет хватать. Поэтому необходимы инвестиции. Надо будет привлечь внимание местных предпринимателей, которые бы хотели в будущем иметь здесь торговые площади. Не забыть оповестить диаспоры о восстановлении «сердца Цхинвала». Да и отбрасывать иностранные капиталовложения, возможно, не стоит. Это и Россия, и тот же Израиль — не так давно этот вопрос поднимался самими выходцами из Цхинвала, ныне проживающими на Земле обетованной…
Другая проблема. В каких границах восстанавливать Старый город? Новостройки в настоящее время сильно сузили прежнюю площадь исторической части, порой разделяя её на несколько частей.
Есть предложение ограничить Старый город границами городской крепости XVII века. Площадь крепостных сооружений в прежние годы охватывала территорию в 1,5 гектара. Одна из стен начиналась от головного сооружения нынешнего Салтвийского оросительного канала. Идя вдоль ул. Набережной, крепостная стена заворачивала на Торговую улицу и переходила к крепостной башне, далее по линии между магазином «Фарн» и «Детский мир» к башне на месте сквера. Оттуда стена продолжалась по косой линии в направлении здания музея, где замыкалась еще одной башней с воротами.
В XIX веке, после укрепления позиций России в Грузии, отпала угроза вражеских набегов, и своё оборонительное значение Цхинвальская крепость потеряла. Тогда же местными жителями начинается разбор её укреплений на строительный материал и застройка её территории. Еще в 1980-х годах можно было увидеть остатки крепостной стены и башни в переулке на спуске с ул. Армянской к реке Лиахва. Тогда же, около магазина по ул. Тельмана, №11 в результате провала был обнаружен подземный ход, который вёл из крепости.
Возможно, что в формировании территории Старого города надо будет исходить только из практических соображений. Если мы возьмём пример той же Варшавы, то в старой части располагаются исторические достопримечательности, музеи, выставочные галереи, торговые площади и рестораны. В Старом городе, в Цхинвале, некоторые из этих элементов уже есть: церковь Рождества Богородицы, храм св. Констанина и Елены, небольшой сквер, даже готовое здание для выставочной галереи — магазин «Фарн», имеющий светлые залы и подвальные помещения для запасников. При небольшой конструктивной доработке в его помещениях на двух этажах можно оборудовать несколько выставочных залов.
Здание, в котором ныне располагается Комитет по делам молодёжи является примером исторического новодела. Оно было восстановлено по старым чертежам и при небольшой архитектурной доработке может стать первым зданием «под старину». Надо будет сделать деревянные балконы и облицовку из строго кирпича — и вот вам строение XVIII века.
Если в черту Старого города внести и часть ул. Осетинской, то, разобрав старые обветшалые здания, можно будет оборудовать рестораны на берегу реки Лиахва. При этом ресторанные столики будут располагаться на фоне бурных потоков горной реки и с видом на городской парк. Впрочем, и сам парк мог бы стать составной частью Старого города. При этом Старый мост надо будет обязательно сделать пешеходной зоной или, если такое пока будет невозможно, хотя бы ввести ограничения на проезд грузового транспорта. Ну, а основную территорию Старого города надо ограничить для въезда транспорта обязательно.
При реставрации исторической части Цхинвала необходимо будет определиться и с дорожным покрытием. Традиционная брусчатка была бы идеальным вариантом, но сегодня такого материала и мастеров по ней найти трудно, а покрывать улицы обычным булыжником — это слишком аутентичный материал. Возможно, наиболее оптимальный выход — тротуарная плитка, конечно же, не вульгарных форм и оттенков. Исторической части присущи нейтральные цвета уличного покрытия, чтобы не отвлекать взгляд от обзора и не создавать контраст со стариной.
К сожалению, рассуждения о воссоздании Старого города пока находятся в стадии пожеланий и мечтаний. Государство не может и пока особенно не стремится к решению этой проблемы. Есть дела первоочередной важности. Однако и в перспективном планировании судьба исторической части Цхинвала не просматривается. В известной схеме территориального планирования Южной Осетии в планах развития Цхинвала о реконструкции старой части столицы РЮО — ни слова. Подобную проблему не рассматривает и Министерство строительства Республики.
Остаётся надеяться, что, когда Цхинвал будет восстановлен, о Старом городе снова вспомнят. Если к тому времени старые здания в исторической части полностью не разрушатся и на их месте не возведут стандартные жилые коробки. Цхинвал станет городом с современным обликом: широкими асфальтированными улицами и площадями, высотными корпусами и вычурными таунхаусами, цветущими микрорайонами. Но без исторической памяти. И на интерес гостей столицы к Старому городу мы просто пожмём плечами. Впрочем, выход есть. На площади перед Домом Правительства можно будет устроить постоянную фотовыставку: «Наш Старый Цхинвал». Уж на неё-то средства найдутся...