Чрезвычайный и полномочный посол России в Южной Осетии Эльбрус Каргиев в интервью ИА «Рес» рассказал о работе российского Посольства в Южной Осетии, общественно-политической ситуации, о выделяемых Россией лимитах и многом другом.
- Эльбрус Каникоевич, расскажите об основных направлениях Вашей деятельности как посла РФ в РЮО?
- Прошло четыре года со дня прибытия нашей дипмиссии в Цхинвал, и вполне уместно спросить нас о сделанном и о планах на будущее. Главный итог - мы имеем в Южной Осетии широкоформатное российское присутствие различного направления с обустроенной инфраструктурой.
Речь идёт о Посольстве, Четвёртой военной базе, Пограничном управлении, Представительствах Федеральной таможенной службы, ФСБ России и Россотрудничества с Российским центром науки и культуры. Есть Постановление Правительства России об открытии в Цхинвале нашего торгпредства.
Многословное название моей должности предполагает, что я уполномочен координировать работу упомянутых структур, представляя, как записано в положении о После, Российскую Федерацию, обеспечивая защиту национальных интересов, прав и интересов россиян.
Учитывая весьма интенсивный, без преувеличения (особенно в последнее время), диалог между родственными ведомствами наших стран, приходится уделять большое внимание организации и обеспечению эффективной деятельности их представителей.
Речь идёт, прежде всего, о нашей совместной работе над проектами программы среднесрочного (до 2017 года) и стратегического (до 2030 года) развития Республики.
Безмерное удовлетворение и удовольствие получаю от сотрудничества в гуманитарной сфере. Разнообразные культурные акции с участием министерств культуры и образования Южной Осетии, университета, Российского центра науки и культуры, организаций соотечественников «Россы» и «Союз российских граждан» всегда собирают большую аудиторию, которая с любовью относится к русской культуре, русскому слову. Вспомним из самого последнего гала-концерт Первого регионального Фестиваля русской культуры в Южной Осетии «Моя любимая Россия», прошедшего в конце апреля по инициативе СРГ. Мы также чутки к осетинской культуре, всячески поощряя контакты творческих союзов Севера и Юга. К примеру, в конце октября нам предстоит отметить столетие со дня рождения Гриша Плиева, родившегося в сел. Рук, прожившего насыщенную творческую жизнь во Владикавказе. Мы же не будем его делить, и я уже подключился к работе по проведению совместных юбилейных мероприятий памяти классика осетинской литературы.
- Как Вы оцениваете общественно-политическую ситуацию в Республике? Удалось ли, на Ваш взгляд, нынешнему руководству привести к согласию различные политические силы?
- Статья 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях обязывает дипломатических агентов «не вмешиваться во внутренние дела». В этой связи я буду предельно деликатным, но искренним. Да, удалось. Нет шельмования, поиска врагов народа, прессования попыток объединиться в политические организации (уже 12 партий). Нет оголтелой оппозиции, которая призывала бы народ на баррикады. То есть, по большому счёту, нет смуты.
Конечно, есть проблемы. Я как «до мозга костей», простите, матёрый чиновник не всегда удовлетворён некоторыми управленческими решениями. Но при этом отмечаю большую самоотдачу и трудолюбие новой власти. Причина просчётов, характерная и для российских структур, банальна - отсутствие опыта у ряда руководителей различного ранга. Многим из них приходится познавать азбуку управления «на марше».
- Как Вы оцениваете ход реализации экономических программ и восстановительных процессов в Южной Осетии? В полной ли мере реализуются совместные планы в этой области?
- Положение дел здесь не вполне соответствует ожиданиям всех нас, и участников, и сторонних наблюдателей. Но поскольку не вижу злого умысла, а также потому, что отношусь с высоким уважением и доверием к руководителям Южной Осетии (как мне кажется, взаимным), продолжаю трудиться «во благо».
Принципиально важно при всём этом отметить, что по указанию В. В. Путина на основе полного доверия Л. Х. Тибилову разработан новый механизм нашего делового партнёрства. Параллельно ведётся работа по подготовке законодательной базы, стандартов и регламентов, принятых не только в российской, но и мировой практике, и, одновременно, по созданию среднесрочных и стратегических программ развития Республики. Скажу образно, сейчас закладывается прочный, основательный фундамент, и, возможно, со стороны стройка выглядит непривлекательно, но здание будет красивым.
Прорыв будет, мы сообща создадим процветающую Республику, и я хотел бы своим оптимизмом поделиться с нашими югоосетинскими братьями.
- Соответствует ли истине распространяемая в последнее время в Южной Осетии информация о том, что с августа текущего года на пункте пропуска "Нижний Зарамаг" гражданам РЮО будет запрещено пересекать российско-югоосетинскую границу по внутренним документам - паспорту гражданина РЮО?
- Российское руководство ведёт линию на переход, ориентировочно, в 2015 году на систему пропуска через границу всех иностранцев по загранпаспортам. Как видно, есть время и у правительства Республики для изготовления таких паспортов своим гражданам, и у тех жителей Южной Осетии, которые имеют российское гражданство, не доводить дело до истечения срока своих загранпаспортов и не создавать проблем себе, своим детям и нашим консульским работникам. Кстати, многие из посетителей уверены, что если они сильно попросят наших консулов, то те быстро «выпишут» им паспорта. Разъясняю, что существуют обязательные процедуры, требующие времени и не допускающие в принципе никакого ускорения.
- Как обстоят дела с выделением целевых мест в вузы Российской Федерации для югоосетинских абитуриентов в нынешнем году?
- Ежегодно после 2008 г. мы направляем в среднем около 200 человек из 500 выпускников школ Республики на учёбу в российские вузы за счёт нашего бюджета. К сожалению, они не несут никаких правовых обязательств по возращению в Республику и многие не хотят этого делать. Одни сетуют на низкие зарплаты, другие - на невостребованность. Думаю, есть о чём сообща поразмыслить, имея в виду и завышенное общее количество, и набор специальностей.
- 30 апреля исполнилось четыре года со дня подписания межгосударственного договора о совместных усилиях по охране границ Южной Осетии. Насколько надёжно защищены сегодня границы Республики? Реализованы ли все планы российского Погрануправления?
- Полагаю, что служба российских пограничников здесь весьма эффективна. К их высокой ответственности и профессионализму прибавилось материальное благоустройство как служебное, так и жилое. Отмечаю беспроблемное взаимодействие наших пограничников с югоосетинскими партнёрами. И особенно, конечно, тесные контакты с местным населением, коллективами школ, ветеранами войны и труда.
Практика показывает, что российские пограничники охраняют границу надёжно, задерживают нарушителей, применяя к ним законные меры, активно участвуют в разрешении нештатных ситуаций с использованием «горячей линии», содействуют работе Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты.
В заключение хотел вспомнить П. Столыпина с хрестоматийной фразой о том, что кому-то нужны великие потрясения, «а нам нужна великая Россия». Я очень надеюсь, что, несмотря на все проблемы, у власти и общества Республики есть все возможности адекватно реагировать на происходящее и в режиме диалога находить направленные на созидание решения.