К 5 августа 2008 года напряженная до предела обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта не изменилась, в эту ночь грузинская сторона дважды обстреляла посты правоохранительных органов Республики. К счастью, обошлось без жертв и пострадавших. Югоосетинская сторона по-прежнему воздерживалась от ответного огня, надеясь, что переговоры еще могут возобновиться и войны можно избежать. В зоне конфликта работала миссия наблюдателей ОБСЕ, осуществляли свой мандат трехсторонние миротворческие силы, в людях еще жила надежда на то, что эти организации могут способствовать тому, чтобы стороны сели за стол переговоров и договорились о прекращении огня.
В тот же день грузинская сторона обстреляла мирных жителей на северо-восточной окраине Цхинвала. Были обстреляны медработники Республиканской соматической больницы, набиравшие воду из родника. По ним был открыт огонь из стрелкового оружия со стороны села Хеити.
5 августа в Цхинвале хоронили 38-летнего сотрудника правоохранительных органов РЮО Гарика Бестаева, ставшего очередного жертвой грузинского фашизма. Он погиб 1-го августа в селе Прис от пули грузинского снайпера.
В этот день грузинская сторона распространила информацию о предварительной договоренности по встрече между вице-премьером Южной Осетии, сопредседателем Юго-Осетинской части СКК Борисом Чочиевым и госминистром Грузии по реинтеграции Темуром Якобашвили. Однако власти Республики эту информацию опровергли, заявив, что югоосетинская сторона всегда выступала за продолжение переговорного процесса, но только в существующем четырехстороннем формате СКК.
К руководству и народу Южной Осетии продолжали поступать обращения, как отдельных людей, так и различных общественных и молодежных организаций, готовых оказать помощь и поддержку.
«Мы солидарны в вашем стремлении отстоять свою независимость, обеспечить мирный труд осетинского народа. Как и казачество всей России, готовы, если потребуется, оказать вам помощь и поддержку», - говорилось в телеграмме атамана Иркутского казачьего войска, казачьего генерала Николая Шахова.
ЦИК Международного Союза советских офицеров обратился к руководству Грузии с призывом прекратить эскалацию войны, отвести войска Грузии от границ Южной Осетии и Абхазии: «Мы выражаем солидарность с народами Южной Осетии и Абхазии в их справедливой борьбе за свою государственность, свободу и независимость».
«Встать на защиту братского народа» Южной Осетии в случае начала Грузией новой войны были готовы и ветераны-добровольцы Отечественной войны народа Абхазии.
В свою очередь, президент Республики Эдуард Кокойты обратился к многочисленным осетинским диаспорам с просьбой прекратить сбор денежных средств в помощь Южной Осетии, который, по его словам, проходил по инициативе заинтересованных в личном обогащении людей.
«Я очень благодарен тем людям, которые хотят искренне помочь своей родине, но этим могут воспользоваться недобросовестные личности в своих корыстных целях, как это уже происходило в 1989 – 1992 гг. Никаких сборов средств организовывать не надо, Республика в состоянии сама себя финансово обеспечивать. Если необходимость в помощи все же возникнет, государство само обратится с соответствующей просьбой», - заявил президент.
В этот же день Эдуард Кокойты встретился с населением Цхинвала, обеспокоенного обострением ситуации, и уже более двух месяцев страдающего от водной блокады. Во время встречи президент сообщил о принятом руководством решении перекрыть оросительные каналы, поставляющие воду в Грузию. Такая мера, отметил он, является ответной на действия грузинской стороны, устроившей водную блокаду югоосетинской столице.
«Мы не намерены дальше играть в благородные игры в то время, когда страдает осетинский народ», - подчеркнул Эдуард Кокойты.
К тому времени централизованная эвакуация детей из Республики была практически завершена – из Южной Осетии было эвакуировано около 1100 детей и их родителей, многие выезжали на своем автотранспорте. Надеясь на мирное урегулирование, многие жители Республики, не стали покидать свои дома, продолжая прятаться от обстрелов в подвалах.