Современная история осетинского триколора началась с 1989 года с зарождением национально-освободительного движения в Южной Осетии.
В мае 1989 года грузинские националисты начали проводить в Южной Осетии широкую агитацию среди местного грузинского населения, вспоминает кандидат исторических наук, видный югоосетинский общественно-политический деятель Мурат Джиоев.
«26 мая 1989 года, когда грузинский факультет ЮОГПИ хотел провести торжественное собрание в честь дня независимости Грузии, имея в виду 26 мая 1918 года, осетинская часть студенчества вышла на улицы, и на груди у них были бело-красно-желтые ленточки. В виде протеста они организовали шествие к могиле 13 коммунаров, где возложили цветы. Тогда впервые и появился этот триколор в виде нагрудных ленточек. Потом это оформилось в виде флага тоже», - рассказывает он.
В качестве государственного символа Южной Осетии триколор утвержден Законом о Государственном флаге РЮО от 13 января 1992 года.
Поясняя значение трех цветов осетинского флага, Джиоев отметил, что они являются национальными символами осетинского народа и имеют очень глубокую историю.
«Они являются цветовой символикой трех функций, которыми занимались древние индоиранские народы. По представлениям индоиранцев, к которым относятся и осетины, они являются потомками солнца и в подарок от небожителей получили три золотые вещи, которые стали символами хозяйственной, духовной и военной деятельности.
Очень красиво это сохранено в легенде, которую рассказывает греческий историк Геродот о происхождении скифов. Первопредком скифов был некий Таргитай, рожденный от верховного бога и дочери реки Борисфен. У Таргитая было трое сыновей, и при их жизни на землю упали золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. Вот эти предметы олицетворяли собой три символа деятельности древних скифов», - сказал ученый.
Историки, по его словам, называют это трехфункциональным делением скифского общества.
«Желтый цвет олицетворяет материальное благосостояние, красный – цвет силы и власти, и белый – цвет духовной чистоты. Очень красочно эти цвета отразились и в традиционной культуре осетинского народа, в частности, Нартских сказаниях, которые являются устной фольклорной историей осетинского народа. Нарты делятся на три больших рода – Æхсӕртӕггаттӕ, Алӕгатӕ и Борӕтӕ. Ахсӕртӕггаттӕ - это сильный род. Из этого рода были все основные нартовские герои и предводители. Их цвет красный – цвет силы и власти. Алӕгатӕ - хранители нартовских святынь. В их ведении находится все святое, что есть у нартов – волшебная чаша Нартамонгае или Уацамонга и большой дом Алӕгатӕ где проходят нартовские пиры и ныхасы. Белый цвет издавна считался цветом духовной чистоты, цветом божественности. По традиции осетины всегда в святые места приходили в светлой одежде, и приношения приносили в белых полотенцах. У известного осетинского писателя Сека Гадиева, упоминается, что священнослужитель – дзуары лӕг – обычно на голове держал белую повязку – цикъӕ хаецъил, то есть ярко белую повязку.
Одним из основных нартовских родов является род Борӕтӕ. Борӕ - буквально "бур", то есть желтый. Среди нартов Борӕтӕ известны как обладатели большого количества скота и земли, то есть богатые люди. Их цветом является желтый», - говорит историк.
Эти цвета, продолжил он, встречались очень давно в осетинской сивмовлике, об этом есть упоминания и в средневековых источниках.
«Один из древних авторов пишет, что аланы наступали и на ветру развевались флаги из разноцветных лоскутков. То есть, не зная точно, можно предположить, что это были именно три цвета – красный, белый и желтый», - отмечает Джиоев.
В нынешнем виде, напомнил он, осетинский триколор появился в 1989 году, пока в Южной Осетии, потом он был принят в качестве официального флага в Северной Осетии. И сейчас этот флаг также является государственным символом и Республики Северная Осетия-Алания.
«То есть это еще раз подчеркивает, что наш народ единый народ, имеющий общую культурно-историческую традицию, один язык и одни верования, общее историческое прошлое», - заключил Джиоев.