Смогут ли венгры помешать Украине интегрироваться в Евросоюз?

ср, 20/11/2013 - 11:04
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В наших политических обзорах мы нередко затрагивали тему стремления отдельных народов создать свое государство. Отдельные аналитические материалы были посвящены Квебеку, Техасу, Гренландии, Шотландии, Северной Ирландии, Фолклендским островам, бельгийским Фландрии и Валлонии, испанским Басконии и Каталонии, французской Корсике, итальянскому Северному Тиролю, Курдистану и многим другим точкам на карте мира.

Иногда такой процесс примитивно обозначали как «сепаратизм». До недавнего времени (до 26 августа 2008-го года) к злостным «сепаратистам» относили и южных осетин. Теперь наши недруги стали применять термин «оккупированные территории». При этом сама Грузия, прибалтийские республики, Беларусь, Украина и другие обломки СССР никто почему-то сепаратистами не называл. Также, как и Чехию со Словакией или страны, на которые распалась Югославия.
Сегодня же речь пойдет о… венграх, причем о тех, кто сейчас проживает на Украине. Сама Венгрия является исключительно мононациональным государством. Из 11 с лишним миллионов населения, более 98 процентов составляют собственно мадьяры. Кроме них здесь проживают словаки, румыны, немцы, хорваты, сербы, цыгане. Особый разговор о венгерских ясах. Известно, что первыми четко зафиксированными жителями современной территории Венгрии были скифы. Уже потом, во время великого переселения народов, сюда пришли с Урала угры, которые и стали прародителями венгров. Но в центральной части страны остался небольшой анклав, где проживают венгерские ясы, со своими Ясснагом и Ясберенем, музеями, школами, культурными и историческими объектами. Определить их реальную численность сейчас не представляется возможным, поскольку большая часть ясов полностью и окончательно ассимилировалась. Те, кто идентифицирует себя как ясы, в переписях все равно числятся как венгры, говорят на венгерском языке, исповедуют католицизм. Тем не менее, они знают, что являются потомками алан, родственны осетинам. Главным экспонатом музея яской культуры является рог Лехеля. По преданию, захваченный римлянами яский вождь, осужденный на смерть, в качестве последней воли, попросил дать ему возможность потрубить в волшебный рог. Такая возможность была предоставлена. Но вместо того, чтобы трубить в рог, Лехель нанес тяжеленным музыкальным инструментом разящий удар по голове римского наместника. Типично аланская манера поведения. Что касается дня сегодняшнего, то у нынешних ясов сохранились обычаи и традиции, отличные от венгерских и схожие с нашими. Сами ясы уже не помнят, откуда это пришло и как трактуется. Но есть историческая память и ею довольствуются, не вдаваясь в частности. Это касается приема гостей, какие-то эпизоды погребальных и свадебных обрядов, три почетных бокала...
Самих венгров всего в мире проживает около 15 млн. человек. Помимо собственно Венгрии они живут, порой даже компактно, в Румынии (около 2 млн.), Чехии (2,6 млн.), Сербии (0,5 млн.). В закарпатской Украине венгры насчитывают более 200 тыс. человек. Живут они и в США (200 тыс.), Канаде (100 тыс.), Аргентине, Германии, Австрии. В Румынии и Сербии венграм предоставлена некоторая автономия. Впрочем, сами они таким положением недовольны и требуют повышения статуса вплоть до полного отделения. В случае с румынскими венграми, дело в свое время дошло до обострения.
Однако, сегодня речь пойдет о венграх, которые издревле проживают в украинском Закарпатье. В отличие от Венгрии, Украина является многонациональным государством. Из почти 55 млн. человек населения 70 процентов – это украинцы, четверть населения составляют русские. Есть еще поляки, молдаване, евреи и те же венгры. Проблема «сепаратизма» на Украине не нова, отдельные наши обзоры были посвящены самоуправлению украинских русских, крымских татар, закарпатских русинов и венгров.
В конце ноября текущего года в Вильнюсе состоится саммит в рамках программы «Восточное партнерство». Этим шагом Евросоюз хочет приблизить к себе Украину, Молдавию, Грузию, некоторые другие республики. Но у каждой из них есть определенные трудности с парафированием интеграционных документов. У Грузии это связано со сменой власти и «территориальной целостностью». Молдавию сотрясают внутренние противостояния и также нерешаемый вопрос с Приднестровьем. Для Украины сближение с Евросоюзом напрямую связано с освобождением экс-премьера Юлии Тимошенко. Впрочем, для Брюсселя, который делает все, чтобы в очередной раз насолить России, приблизить к себе постсоветские республики это становится делом принципа. Поэтому там на многие нарушения могут просто закрыть глаза и, презрев всяческие нормы, провести свою линию.
В последнее время, помимо Тимошенко, процесс евроинтеграции может усложниться для Украины еще и с другой стороны. Использовав остроту момента и страстное желание Киева двинуться на Запад, венгры пытаются выжать для себя некие преференции. Об этом недвусмысленно заявил депутат Европарламента Бела Ковач, напомнив о требовании создать на территории Закарпатской области Притисянский округ, объединяющий населенные пункты, в которых проживает венгерское национальное меньшинство. В советское время для венгров здесь была создана культурная автономия – язык, школы, объекты культуры, представительство в законодательных органах. Но после развала СССР на Украине расцвел пышным цветом национализм, и даже какие-то зачатки автономности, самобытности стали властью пресекаться. Это никак не устраивало национальные меньшинства, и в стране появились очаги напряженности – Крым, Одесса, Донбасс, Харьков, Прикарпатье и Закарпатье.
Заявление европарламентариев прозвучало в закарпатском городе Берегово, где форум провела венгерская ультраправая партия «Движение за лучшую Венгрию». И такие демарши могут превратиться в серьезную проблему для Киева. Лидер партии Габор Вона также выступил с резкой критикой в адрес официального Будапешта, который, по его мнению, недостаточно жестко защищает права венгров как национального меньшинства на территории Украины. Участники собрания пообещали Киеву проблемы на пути евроинтеграции, если интересы венгерской общины не будут защищены.
Впрочем, украинские эксперты считают, что речь идет не о планируемом на конец ноября подписании соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом, а о последующем процессе ратификации этого документа парламентами всех стран – членов ЕС. Вот тут-то Венгрия и может сказать свое решающее слово. «Если парламент хоть одной страны не ратифицирует соглашение, оно не вступит в силу. Венгерские радикалы могут сыграть на этом, как, кстати, и разные политические группы в других странах ЕС. Нечто подобное происходило при подготовке к вступлению Украины в ВТО. Но Киев справился тогда, справится и сейчас, – считает руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. – Нужен здравый смысл. Иначе, выступая с лозунгами в защиту нацменьшинств, можно дойти до посягательств на территориальную целостность Украины».
На это лидер Партии венгров Украины Николай Ковач, комментируя попытки украинской власти избежать проявления сепаратизма, заявил: «В ХХI веке общепринятой нормой является то, что самая эффективная борьба с сепаратизмом – это создание комфортных условий жизни для национального меньшинства». Он считает ситуацию с обеспечением прав венгров неудовлетворительной. «В Украине проводится классическая ленинская национальная политика: пусть поют и пляшут в фольклорных костюмах, но не лезут в политику. К выборам территорию компактного проживания венгров также разделяют между тремя округами, чтобы меньшинство не могло выдвинуть единых кандидатов и сплотиться в их поддержку. Власть придерживается курса сведения на нет самоорганизации венгров».
Официально Будапешт, конечно же, поддерживает евроинтеграцию Украины. По крайней мере, выступая на форуме «Европа – Украина», министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоний заявил, что от успехов Украины зависит успех всего «Восточного партнерства». Но в Киеве считают, что здесь не все так однозначно и венгры ведут свою сложную игру. И напоминают, что одной из ее составляющих является то, что венгерские власти значительно упростили процесс получения гражданства для венгров за рубежом. По примерным оценкам на сегодня, до 50 тыс. жителей Закарпатья получили венгерские паспорта, а это более трети взрослого населения. Официальных данных нет, ведь это незаконно: в Украине запрещено двойное гражданство. Но многие, и не только этнические венгры, но и украинцы, хотят получить паспорт гражданина страны – члена ЕС, который открывает много возможностей. А сделать это легко. Доказать, что предки были гражданами Венгрии до 1920 года или в 1938-1945 годах (или заплатить какой-либо из множества коммерческих структур, которые специализируются на предоставлении таких документов). Далее предоставить справку об отсутствии судимости и выучить назубок клятву верности на венгерском языке. Любопытно, что венгерский паспорт можно получить с помощью и украинских (!) фирм, рекламирующих свои услуги через Интернет, за 5-10 тыс. евро. И такой путь в Европу избирают жители не только Западной Украины. Понятно, что и украинцы, которые хотят получить венгерский паспорт, преследуют в первую очередь социально-экономические цели. Прежде всего, это возможность получить работу или образование в одной из стран Евросоюза.
Руководитель аналитического центра «Пента», член Конституционной ассамблеи Владимир Фесенко отметил, что Евросоюз выдвигает особые требования, связанные с защитой прав национальных меньшинств к государствам – кандидатам на членство в ЕС. Если исходить из этих принципов, то, например, у Грузии, которая имеет проблемы не только с осетинами и абхазами, но и с армянами, азербайджанцами, русскими, греками, турками-месхетинцами членство в ЕС становится весьма проблематичным. В случае с Украиной речи о перспективе полноправного членства пока не идет, лишь о соглашении об ассоциации и зоне свободной торговли. Поэтому Европарламент, несмотря на все усилия венгерских радикалов, вряд ли станет завышать планку требований к Киеву. Но как бы такая уступчивость не обернулась для евролибералов в дальнейшем боком…

Батрадз Харебов

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest