В Южной Осетии сбалансированная судебная система, она просто должна работать – председатель Верховного суда

ср, 11/12/2013 - 09:37
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

На минувшей неделе делегация Верховного суда Южной Осетии с рабочим визитом побывала в Абхазии. В ходе визита между судебными органами двух стран было подписано соглашение о сотрудничестве и обмене правовой информацией. О результатах визита в братскую республику, достигнутых договоренностях и итогах работы Верховного суда Южной Осетии в 2013 году в интервью ИА «Рес» рассказала председатель ВС Илона Хугаева

- В ходе поездки состоялась также наша встреча с судейским сообществом Абхазии, президентом Александром Анкваб и спикером парламента Валерием Бганба.
Но основной целью рабочей поездки было заключение соглашения с Верховным судом Абхазии о сотрудничестве и обмене правовой информацией. Это соглашение имеет для нас важное значение – это первые после 2008 года официальные международные контакты нашего Верховного суда с Абхазией. Значение этого соглашения заключается еще и в том, что перед нашими судами стоят общие проблемы по правоприменению в процессе строительства нового государства. Обмен опытом и информацией в правоприменении важен и для них, и для нас.
В ходе поездки мы пришли к выводу, что проблемы у нас общие. В частности, это несовершенство законодательства. Но это не наш субъективный недостаток, это объективный процесс, мы развиваемся, и развивается наше законодательство. Кроме того, общие проблемы у нас и с так называемым грузинским жильем. Мы обсуждали взаимный опыт разрешения связанных с этими вопросами ситуаций, какова законодательная база в этой области.

- Что конкретно предполагает подписанное соглашение?

- Соглашение предполагает обмен правовой и иной информацией, которая касается рассмотрения дел, отнесенных законодательством к компетенции судов. Предполагает рассмотрение на основе национального законодательства и норм международного права вопросов о признании и приведение в исполнении вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции государств – участников данного соглашения. Документ также предполагает проведение рабочих встреч, консультаций, определение и развитие других направлений сотрудничества. Это общее соглашение, которое позволяет нам сотрудничать. В рамках документа наш основной интерес состоит в обмене правовой информацией, консультациях, рабочих встречах, с тем, чтобы выработать определенный подход к различным вопросам. Нам интересно, как абхазское законодательство подходит к рассмотрению отдельных категорий дел и споров.
В Абхазии законодательная база развита лучше, чем у нас. Там уже приняты свои Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы. То есть у них свои законы, в то время как мы руководствуемся российскими документами. Сама работа судебных органов Абхазии лучше регламентирована внутренними нормативными актами. У нас есть, чему поучиться.
В то же время, сама система построена лучше у нас. Допустим, в Абхазии нет института помощников судей. Мы его заимствовали в России, это очень важный институт, который помогает и позволяет судье рассмотреть большее количество дел, не отвлекаясь на составление отдельных документов.
Кроме того, судебные исполнители в Абхазии находятся при судах. Так было при Советском Союзе, у нас после 2003 года - это отдельная службе в составе Министерства юстиции.

- Были ли намечены в ходе визита первые совместные мероприятия? К примеру, ответный визит Ваших коллег в Южную Осетию

- Конкретный срок ответного визита мы пока не запланировали, но предварительно договорились о том, что весной будущего года наши коллеги приедут к нам с ознакомительным визитом. У нас предполагаются общие шаги с тем, чтобы завязать контакты с Верховным судом России для обмена информацией. Для нас большой интерес представляет повышение квалификации наших кадров в России. Это то, что я бы очень хотела сделать. Это имеет важное значение еще и потому, что мы, в случае, если нет своих нормативных актов, руководствуемся законодательством России. Но даже те нормативные акты, которые мы принимаем сами, все равно схожи с российскими документами. Поэтому повышение квалификации и для судей, и для работников аппарата мне представляется очень важным.
У Абхазии законодательство тоже по аналогии с российским, но мы его выстраиваем в соответствии с современным законодательством, а они опираются на то, которое было при Советском Союзе. Ряд законов они делают именно так.
Поэтому первое, что мы вместе будем делать – добиваться того, чтобы наши сотрудники имели возможность периодически проходить подготовку и повышение квалификации в России.

- Каковы перспективы в этом плане?

- Я думаю, такие перспективы есть. Мы инициировали такую встречу, кроме того подготовили проект подобного Соглашения, передали его в МИД Южной Осетии. Они передали документ в посольство РЮО в РФ, и работа эта идет. Пока результатов конкретных нет, но мы рассчитываем на то, что они будут. Я надеюсь, что в перспективе у нас такие контакты обязательно будут.

- Вы сказали о том, что в Абхазии уже есть ряд своих законодательных актов, в частности Уголовный и Гражданский кодексы. Как в Южной Осетии продвигается работа по разработке этих важных документов?

- У нас очень хорошая перспектива в этом направлении. В Республике проводится очень большая работа по совершенствованию нашей законодательной базы во всех отраслях. В том числе, судебной системе. Практически во все законы, которые регламентировали нашу деятельность, будут внесены изменения и дополнения. В настоящее время они проходят ряд необходимых экспертиз.
Что касается кодексов, у нас уже принят Градостроительный кодекс. Сейчас разработан проект первой части Гражданского кодекса. У нас есть наработки по Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексу. Я думаю, что в будущем году эти процессы ускорятся.
Надо понимать, что это очень кропотливая и долгая работа. Они требуют детального обсуждения с самыми разными структурами, так как эти кодексы затрагивают практически все сферы жизнедеятельности.

- Предполагают ли изменения, вносимые в упомянутые законы, какие-либо новации в судебной системе Республики?

- Нет, новаций в самой структуре и системе никаких не будет. Я думаю, что для этого объективных предпосылок не существует. У нас достаточно сбалансированная система, она просто должна работать. Моя основная задача состоит именно в этом.
Что касается поправок в законы, они связаны с тем, что многие их низ были приняты очень давно и уже не отвечают сегодняшним требованиям. Во многих случаях они противоречат как другим законам, так и Конституции. Есть и новшества. К примеру, в законе о статусе судей сейчас срок полномочий судей составляет пять лет. Согласно новой редакции закона этот срок предполагается увеличить до 10 лет.

- В целом, по Вашему мнению, насколько эффективно сейчас работает судебная система Южной Осетии. В чем заключаются основные проблемы?

- Мне бы хотелось думать, что она работает лучше, чем было. Со стороны виднее, и эту оценку должны дать люди, которые к нам приходят, и чьи дела мы рассматриваем. В то же время могу сказать о том, что мы на две трети обновили состав суда, ждем назначения еще двух судей. Меня критикуют за то, что среди судей очень много молодых людей, но я считаю, что это наши будущие сильные кадры. Хоть они и молодые, они образованные, смотрят вперед, много над собой работают. В условиях нашей Республики это очень важно, когда люди над собой работают, а не думают, что 20 лет назад они чему-то научились и вперед идти уже не надо. Возможно, у них еще мало опыта работы, но есть желание научиться, а опыт придет со временем.
Что касается проблем в судебной системе, у нас, конечно, первая проблема опять-таки недостаток финансирования. И здесь имеется в виду, даже не заработная плата, а прежде всего, условия, в которых мы работаем. Наши судьи работают в ужасных условиях. Если бы вы увидели, что творится в районах. Самые лучшие условия у судей в Ленингорском районе, они арендуют два кабинета в здании банка. В Дзауском районе суд находится в вагоне. Суды не обеспечены элементарно необходимой оргтехникой. Государство это понимает, но объективная картина пока такая – нет возможности увеличить содержание судов.
Что касается проблем в работе, они связаны не с самой деятельностью судов, а скорее с отсутствием экспертных учреждений. У нас есть только Бюро судебных экспертиз, но там единственный эксперт – бухгалтер. Нет экспертов-строителей, в то время как мы рассматриваем очень много дел, связанных с разделом домовладений. Если рассматривается дело о возмещении ущерба в результате ДТП, некому определить стоимость повреждений автомобиля и суммы возмещения. Нет оценочной организации, службы, которая бы проводила торги. Все упирается в кадры. Мы больше сталкиваемся с проблемами такого рода.

- А как Вы в целом оцениваете работу судов в 2013 году. Как Вам кажется, в последнее время доверие к судам повысилось или все-таки нет?

- Мне бы очень хотелось надеяться, что повысилось. Мы сами тоже планируем подводить итоги, проводить анализ работы. Во-первых статистический анализ. К примеру, сколько решений судов первой инстанции было обжаловано в Верховном суде, сколько отменено и оставлено в силе. Это тоже показатель работы судов.
В то же время необходимо ознакомиться и с количеством жалоб на судебные решения, которые поступили в администрацию президента, Общественную приемную и Общественную палату, Генпрокуратуру.
Так что в начале следующего года мы проведем такой анализ, и уже более точно можно будет подвести итоги нашей работы в 2013 году. А также, в соответствии с этим строить работу на будущий год несколько иначе, если в этом есть необходимость.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest