Сегодня в научном познании мира наибольший удельный вес занимает прикладная наука. Фундаментальные исследования, хотя и являются основой прикладного применения научных знаний, тем не менее уменьшаются и в объемах финансирования, и в градусе общественного и государственного интереса.
Научные разработки, которые нельзя применить на практике в краткосрочной перспективе, остаются невостребованы. Однако в нашей Республике наука наоборот принимает фундаментальный характер. Потому, что большинство исследований носит характер теоретических выкладок, не переходящих в плоскость практической реализации. И на это есть как объективные, так и субъективные причины.
Восстановление народного хозяйства Южной Осетии, утверждение экономики рыночного типа в решающей степени зависят как от способности хозяйственных структур принимать достижения научно-технического прогресса, так и от уровня использования научного потенциала, развитие которого должно стать объектом республиканского управления. Определяемые рыночной экономикой жесткие требования интенсификации и повышения эффективности будут предъявлять все новые требования и к ресурсам науки. Исходя из этого, дальнейшее развитие научного потенциала должно быть не количественным, а качественным. И, здесь на передний план выходит проблема главного ресурса - кадрового.
Процесс сбалансирования научного потенциала Южной Осетии может основываться на следующих основных принципах кадровой политики: приведение численности занятых в науке и научном обслуживании в рамки реальных потребностей, создание соотнесенной с реалиями Республики структуры научных кадров; усиление регулируемого воздействия на формирование квалификационных, профессиональных и демографических характеристик научно-кадрового потенциала и его размещение. При этом особое внимание следует обратить на формирование структуры и численности, наиболее квалифицированных научно-педагогических кадров - докторов и кандидатов наук.
Несмотря на некоторое увеличение, динамика численности докторов и кандидатов наук в Республике Южная Осетия имеет недостаточно устойчивый характер.
Максимальный прирост численности ученых в Республике Южная Осетия наблюдался с 1965 по 1985 годы: за этот период число кандидатов наук увеличилось с 13 до 44, а докторов наук - до 7 человек. В годы реформ в Республике не увеличилось количество докторов наук, несколько возросло число кандидатов наук. В настоящее время в Республике постоянно работает 4 доктора и 49 кандидатов наук.
Научный потенциал Республики в основном сосредоточен в областях филологии и истории: на них приходится около 58% кандидатов и практически все доктора наук. Также кадровую составляющую научного потенциала представляют кандидаты педагогических, физико-математических и экономических наук (24% кандидатов наук). При этом исследовательский потенциал в этих отраслях отличается невысокой производственной результативностью или же чисто теоретической направленностью. Сегодня научный потенциал Южной Осетии, его эволюция и совершенствование не являются объектами республиканского регулирования. В результате по целому ряду отраслей специалисты высшей квалификации отсутствуют, то есть количественный состав ученых Республики следует признать недостаточным, а их профессиональную структуру несовершенной.
Средний возраст кандидата наук в Республике составляет примерно 61 год, причем более 32% кандидатов наук входят в возрастную группу старше 70 лет, а около 27% - в группу от 60 до 70 лет. Средний возраст докторов наук составляет 75 лет, при том, что возраст большинства докторов наук превышает возрастную границу 80 лет.
Хотя творческие способности ученого и не находятся в прямой зависимости от возраста, он в большинстве случаев оказывает существенное влияние на динамику активной творческой жизни. Считается, что с возрастом приходит известный консерватизм, невосприимчивость к новациям, склонность отвергать новейшие открытия и идеи. Поскольку все это отражается на развитии кадровой составляющей инновационного потенциала страны, необходимы меры, которые, с одной стороны, обеспечивали бы более широкое и полное использование знаний и опыта заслуженных специалистов, а с другой стороны, обеспечивали бы постоянный приток в данную сферу молодых ученых.
Еще одним параметром демографической структуры научно-педагогических работников является пол. Кандидаты наук Республики разделились по половому признаку следующим образом: мужчины составляют около 61%, женщины - 39%. Причем распределение мужчин по возрастной структуре характеризуется преобладанием групп старших возрастов. Наиболее многочисленную группу кандидатов наук (более 70 %) составляют мужчины в возрасте от 60 до 70 лет и старше. Распределение же женщин-ученых по возрастным группам сравнительно равномерное. При этом, однако, самую многочисленную группу (около 27%) составляют женщины-кандидаты наук в возрасте до 50 лет.
В целом тенденция отставания женщин, имеющих ученую степень, во многом объясняется их чрезмерной загруженностью при выполнении семейно-бытовых функций.
Практически все ученые РЮО сосредоточены в двух заведениях - Юго-Осетинском государственном университете им. А.А. Тибилова и Юго-Осетинском научно-исследовательском институте им. З.Н. Ванеева.
Около 66% кандидатов наук работает в Юго-Осетинском государственном университете им. А.А. Тибилова, 16% - в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте им. З.Н. Ванеева. Таким образом, ученые Республики выполняют преимущественно функцию подготовки кадров. Участие же в формировании социально-экономической политики, проведении прикладных исследований и разработок минимально, хотя одной из основных целей их проведения является научное обеспечение деятельности государственной власти и субъектов хозяйственного управления.
Сегодня можно сделать вывод, что потенциал научных кадров Республики используется пока недостаточно. В связи с этим необходимы: координация и упорядочение планирования научно-исследовательских работ в области изучения социально-экономических проблем страны; использование практики формирования научно-исследовательских структур, в том числе и международных, для изучения и разработки путей решения наиболее актуальных проблем регионального и межрегионального характера; проведение семинаров, совещаний, симпозиумов с участием ведущих ученых с целью решения конкретных социально-экономических проблем Республики; привлечение ученых к разработке региональных программ и проектов; развитие информационной базы для более качественного проведения научных исследований; распространение республиканских научных периодических изданий (журналов, бюллетеней) и т.д.
Организатором первого научного центра Юго-Осетинского научно-исследовательского института считается известный осетинский ученый Захарий Ванеев. В молодые годы З.Ванеев состоял в партии меньшевиков. Когда в 30-х годах прошлого века начались политические репрессии, то тысячи членов меньшевистской партии были подвергнуты преследованиям, в том числе и в Южной Осетии. Однако подобной участи избежал первый директор ЮОНИИ Захарий Ванеев. Было ли это счастливым исключением или этот ученый был столь важен для науки, что избежал приговора «тройки» НКВД, теперь уже не узнает никто. Главное, что провидение не допустило его гибели, и югоосетинская наука стала фактом научной действительности. Той действительности, которую сегодня необходимо наполнять содержанием.