Строительство нового здания Республиканского краеведческого музея началось весной 2012 года. Место под строительство здания, по мнению руководства Минкультуры выбрано удачно — это площадка за бывшим зданием госбанка на одной из центральных улиц Цхинвала — К. Хетагурова. Старое здание музея на сегодняшний день в аварийном состоянии — стены в огромных трещинах, крыша протекает, не функционируют коммуникации. Повреждения здание получило в результате землетрясения в апреле 1991 года, ситуация усугубилась в результате обстрела Цхинвала из тяжелой артиллерии в августе 2008 года. О своем видении будущего Краеведческого музея, нынешней ситуации и своих пожеланиях в интервью ИА «Рес» рассказал его директор Владимир Ханикаев.
- В 2012 году сотрудники МЧС осмотрев старое здание музея вынесли вердикт что оно в аварийном состоянии. В связи с этим музей закрыли. Здесь холодно, нет возможности поддерживать определенный температурный режим, который необходим для хранения экспонатов. Отапливается лишь одна комната... буржуйкой. Музей сейчас закрыт, но, несмотря на это, его сотрудники приходят на работу. Зарплату мы также получаем в полном объеме, но его размер очень маленький — от четырех, до девяти тысяч рублей.
- Где и в каких условиях хранятся экспонаты музея?
- Часть экспонатов была отправлена в хранилища музеев в Северной Осетии, но большая часть находится здесь, причем не в лучших условиях. Сейчас, нас уже просят вывезти экспонаты, потому что в музеях идет ремонт, внедряются различные новшества и наши экспонаты им мешают, но в ближайшее время мы их вывезти не сможем.
- Место и проект нового здания Краеведческого музея, на Ваш взгляд, выбраны удачно?
- Место строительства и проект были согласованы с правительством Республики, в том числе с руководством Министерства культуры. В здании старого банка будет расположен музей боевой славы, а за ним строится новое трехэтажное здание нашего музея.
Проект разработан архитектором из Северной Осетии Русланом Аликовым. Вообще, первоначальный проект отличается от нынешнего — он был больше по площади и должен был иметь два входа в музей, как со стороны улицы Хетагурова, так и со стороны улицы Энгельса. Позже проект уменьшили, и я думаю что это правильное решение — такой огромный музей нам не нужен. Сейчас вход в здание будет только со стороны улицы Хетагурова. Проект мне нравится очень, здание будет хорошо вписывается в архитектурный стиль этой части города. Также предусмотрены помещения для всех отделов музея.
- Как идет строительства нового здания?
- Его начали строить в прошлом году. Позже из-за финансовых проблем строительство было приостановлено. Часть финансовых средств, предусмотренных на это объект, была передана на строительство бассейна «Дельфин». Строители успели построить только подвальные помещения. Работы возобновились примерно четыре месяца назад. При должном финансировании строители обещают подвести объект под крышу к концу текущего года.
- Какие отделы планируется открыть в новом музее?
- Во-первых, здесь предусмотрены подвальные помещения, в которых будут расположены хранилища музея. Само здание трехэтажное, здесь будут открыты зал археологии, отдел природы, отделы посвященные истории советского периода и досоветского периода. Под картинную галерею планируется отвести весь первый этаж. Музей боевой славы будет размещен в старом здании банка, который также войдет в комплекс.
- Вы, как директор госмузея можете как-то влиять на ход строительства?
- Нет, строители не согласуют с нами свои действии, так же, как и с Министерством культуры.
- Какие пожелания у Вас есть по обустройству нового музея?
- Мы очень надеемся, что строительство завершится в максимально короткие сроки и коллектив музея начнет работать в нормальных условиях. Кроме того, есть одна серьезная, на наш взгляд, проблема: археолог Баграт Техов проводил раскопки в районе знаменитого Тлийского могильника. Работа археолога финансировалась нашей Республикой. Все предметы, обнаруженные при раскопках, он забрал с собой в Северную Осетию, мотивировав это тем, что здесь нет условий для их хранения. Сегодня Техов уже не хочет возвращать эти находки, но мы хотели бы, что бы они были возвращены и стали экспонатами нашего музея. Это богатая коллекция, она является достоянием Южной Осетии.