Быть художником – это видеть мир совершенно иным, нежели обыкновенные смертные, образом. Быть художником – это мыслить совершенно иными категориями, чем все окружающие тебя люди. Гениальные художники надолго опережают свое время и чаще всего остаются непонятыми современниками, но тем ценнее их труд, тем выше их «служение музам». Совершенно уникальным же бывают художники, которые не только сами творят, но передают свое искусство следующим поколениям.
График и живописец Заур Козаев вот уже 28 лет возглавляет, знаменитое некогда на весь Советский Союз, художественное училище имени Махарбека Туганова, обладает бесценным опытом преподавания. О том, как он умудряется совмещать преподавание с творчеством, и каким видит современное состояние югоосетинской школы изобразительного искусства, Заур Козаев рассказал в интервью корреспонденту ИА «Рес»./strong>
- Художник – это очень трудная профессия. Это ежедневная кропотливая работа. Если человек одарен природой, в нем талант художника, то он не должен рассчитывать на легкую жизнь. Один из великих художников как то сказал: «Если мой ребенок начнет рисовать, я каждый день буду бить его руки. Если он не перестанет рисовать, то из него получиться великий художник. Одаренный природой человек не сможет бросить писать картины. А «случайные люди» не задерживаются в искусстве. У нас бывают такие студенты, которые по многу часов сидят без воды, еды и пишут, пишут. А некоторые проучатся год, и бросают училище. К каждому студенту необходим индивидуальный подход, в каждом из них есть что-то особенное, вот это «свое» и надо вытянуть, а не внушать им собственные идеалы и взгляды. Художник, непременно должен обладать силой воли, трудолюбием, принципиальностью и мужеством.
- Можно ли воспитать художника из любого ребенка, или врожденные способности являются непременным условием для этого?
- Вряд ли из любого ребенка получится воспитать художника. Любого ребенка можно научить рисовать, и рисовать неплохо, но не каждый сможет стать художником.
- Что для Вас важнее – преподавание или творчество?
- Для меня, безусловно, важнее писать картины. Но и процесс преподавания очень сложен. Не все художники соглашаются преподавать в школах изобразительного искусства. Преподавательство отнимает очень много сил, энергии, времени. Я уже в течение 28 лет руковожу Цхинвальским художественным училищем имени Махарбека Туганова. И согласился на это, потому что хотел делиться своими знаниями с молодым поколением, помогать им по мере своих сил и возможностей.
- Кого бы Вы назвали своей музой? Что вдохновляет Вас на творчество?
- Мое вдохновение – это удивительная и неповторимая красота нашего края, наша природа. Я очень люблю писать пейзажи, натюрморты.
- Еще во времена Советского Союза Вы уже состоялись как мастер. Сейчас часто рассказывают, что тогдашние власти жестко контролировали творческую интеллигенцию, навязывая ей «нужные» темы, не допуская расхождения с официальной идеологией. Испытали ли Вы это на себе?
- При Советской власти передовым направлением в искусстве был реализм. Если хорошо нарисовать к слову, портрет Сталина или Ленина, то все, ты - признанный великий художник. А вот импрессионизм не признавался властями категорически. Помню, мне очень понравилось, когда один из наших старших художников сказал про меня, что я под влиянием импрессионизма. Я и тогда очень любил французских художников, которые были основателями этого направления в искусстве. Лично я всегда был свободным художником, и всегда рисовал только то, что хотел.
- Кто из художников был для Вас или является сейчас неким ориентиром, творческим авторитетом?
- Мои любимые художники – Ван Гог и Гоген. Их творчество наиболее мне близко. А из наших осетинских художников если я назову наиболее авторитетным для себя своего брата Ушанга Козаева, то, надеюсь, вы не посчитаете это нескромным. Все его работы мне близки. Также мне очень нравятся работы Магреза Келехсаева, Шалвы Бедоева, Бориса Санакоева и многих других. У нас очень много прекрасных и интересных художников.
- На каком уровне находится сегодня югоосетинская школа изобразительного искусства? Можно ли говорить о подъеме, или наоборот, она не развивается?
- В Советское время наше художественное училище занимало третье место после Московского и Ленинградского академий. У нас всегда учились талантливые и одаренные ребята, многие из них стали успешными выпускниками престижных художественных вузов СССР. И в настоящее время некоторые наши выпускники обучаются в разных художественных вузах России. Три года тому назад из Питерской академии художеств нам прислали письмо с просьбой направить наших выпускников на учебу в этот вуз. Там помнят, какая у нас талантливая молодежь. Поэтому, я твердо могу сказать, что наша школа изобразительного искусства находится на должном уровне.