…Пусть годы идут чередой
неспешной,
Другие курсанты шагают в
строю,
Но та же взлетает бессменная
песня,
- Я в ней свою юность теперь
узнаю.
Тенчурин
Учтивый, жизнерадостный, интеллектуальный, доброжелательный, гордый, с чувством собственного достоинства – так без преувеличения можно охарактеризовать ветерана Великой Отечественной войны Амирана Григорьевича Чочиева. С первых же минут знакомства он поражает своим остроумием и харизмой, оставляя в душе гордость за то великое поколение, к которому принадлежит.
Амиран Григорьевич родился и вырос в селе Отрев Цхинвальского района Южной Осетии. Во время Великой Отечественной войны в 1944 году его отправили в военное училище г. Кировабад. Там, как рассказывает сам ветеран, с шести до одиннадцати часов вечера курсанты проходили военную подготовку.
«Пока мы были на карантине, наши предшественники стояли на посту в курсантских формах, - вспоминает Амиран Григорьевич. - Потом поступил приказ, и их отправили в штаб третьего Украинского фронта. Помню, там был парень по фамилии Габараев. В списке тех, кого отправляли на фронт, он не числился, однако он обратился к генерал-майору Коновалову с тем, чтобы ему разрешили пойти на фронт. Он говорил, что хочет стать героем, он погиб. Выжить на фронте можно было только чудом. Если человек и выживал, то зачастую получал ранения различной тяжести».
По словам ветерана, у него сложились дружеские отношения со многими курсантами.
«Хорошие были ребята в нашем училище, и по сей день вспоминаю о них, - отмечает Амиран Григорьевич. – Помню как-то младший командный состав из четырех человек ушел в увольнение в один воскресный день. У них там что-то случилось, и они продали свои шинели. На вечерней проверке их не было. А утром их отправили в Гауптвахту, а после суда в штрафную часть. Нам было тяжело за всем этим наблюдать, но мы ничем не могли им помочь».
В 1945 году, по словам ветерана, курсантов отправили на митинг в Кировабад.
«Оттуда нас направили в 124 запасной стрелковый полк в Гори, - рассказывает ветеран. – В то время шла война на Дальнем Востоке с Японией, там было организовано три фронта. Из нашего полка отправили туда половину людей, получилось так, что я в это список не попал. После этого наш пол был ликвидирован, и нас перевели в 406 стрелковую дивизию, после года этот батальон был расформирован. Потом нас отправили в Авчала, где располагалось три дивизии, затем продолжил службу в 414 стрелковой дивизии. Оттуда меня отправили на курсы в Славянскую казарму, в Баку. Помню, в Баку находилась 4 армия под командованием Исса Плиева, помню, проходила подготовка к параду в центре города, и он принимал его».
После окончания курсов, по словам ветерана, он служил в комендантской роте в Грузии.
«Там готовили снайперов, - рассказывает Амиран Григорьевич. – Мы тесно общались с заместителем командира дивизии по боевой подготовке, были вместе с утра до вечера. Он доверял мне, что моим сослуживцам грузинам было неприятно. Когда я приходил в штаб, меня спрашивали: “почему ты, говорит, так свободно заходишь к генералу”, на что я им отвечал, что он такой же человек, как и я».
После военной службы с 1944 по 1951 годы, по словам ветерана, он ушел в отставку в звании младшего лейтенанта. Вернулся на родину, в Южную Осетию. 3 декабря 1951 года, женился. 14 лет проработал в АТК, 40 лет - в грузовой автостанции, 10 лет комендантом в общежитии. Имеет медаль «СССР за боевые заслуги» и несколько юбилейных медалей.