В начале XX века в период Первой русской революции 1905-1907 гг. как в России, так и на ее окраинах возникли профессиональные союзы, благотворительные общества и различные кружки. Однако мощное революционное движение в Российской империи вынудило царское правительство принять в марте 1906 года Закон о союзах и обществах, и так называемые временные правила от 4-го марта 1906 года, предоставляющие право легального существования обществам, союзам и кружкам при условии регистрации их уставов правительственной администрацией.
Малоземелье и безземелье вынуждало многих осетин срываться с насиженных мест, и, покидая родину, ехать в поисках лучшей доли далеко за ее пределы. Представители осетинской интеллигенции также нередко выезжали в крупные города – Баку, Тифлис, Батум, Донбасс, Грозный и др. Поначалу культурная жизнь тифлисских осетин (а оно на тот момент в Тифлисе составляло около 6 тысяч человек) была малоинтересной. В городе не издавалась осетинская газета, не было осетинской школы. Единственной формой общения были массовые загородные прогулки, которые устраивались обычно для выполнения религиозного обряда. Осетия к этому времени имела свою интеллигенцию – выходцев из духовных семинарий, академий и вузов Ардона, Тифлиса, Киева и Харькова, Петербурга. В Тифлисе в тот период работало много осетин учителями, врачами, юристами, инженерами, агрономами и т.д. (Христофор и Николай Джиоевы, В.З. Джиоев, А. Тибилов, З.Н. Ванеев, Б.П. Кочиев, П.Г. Тедеев, И. Сотиев, Т. Рамонов и другие). Представители интеллигенции хорошо понимали и остро ощущали, что осетинам нужна своя осетинская газета. Из-за отдаленности столицы и других культурных центров России, слабой связи с ними, следить за происходящими событиями, за развитием революции и других новостей было очень трудно, почти невозможно. Нередко события доходили с большим опозданием. Русские же тексты были понятны только интеллигенции. Поэтому основная масса народа была в неведении или знала о происходящем по слухам. Была большая потребность в осетинской газете еще и потому, чтобы освещать свою жизнь и местные события в ней.
Печать – это зеркало эпохи, чуткий нерв общества. И в каждый исторический период его развития она имеет свои характерные формы и особенности, обусловленные социальной и общественно-политической жизнью общества. В тот период, когда страна была насыщенна революционными событиями нужда в осетинской газете особо чувствовалась.
Осетины организовали свое общество, воспользовавшись правом легального общества весной 1906 г. Назвали свое общество Тифлисским осетинским издательским обществом. Это общество было создано представителями прогрессивно-демократической интеллигенции. Мысль о его создании у осетин возникла в конце марта того же года. Но окончательное решение об организации общества было принято на нелегальном собрании рабочих-осетин и интеллигенции, состоявшемся 7 мая 1906 г. недалеко от Тифлиса в местности Авчала. Время спустя, 29 декабря в помещении Пушкинской библиотеки состоялось собрание для выбора правления Тифлисского осетинского издательского общества. Было избрано девять человек. 25 мая 1907 состоялись вновь выборы правления общества и редакционной комиссии. Издательское общество, согласно уставу, имело право издавать газету, книги, объявления на осетинском языке, открывать школы, курсы, читать лекции, чем вскоре не преминуло воспользоваться.
Первым осетинским печатным органом была осетинская газета «Ирон газет», выходившая в 1006 году во Владикавказе под редакцией Асланбека Бутаева. Летом 1906 г. группа интеллигентов: Дзыбин Газданов, Сабан Коченов, Цоцко Амбалов, Алмасит Качуков, студенты Асамбек Бутаев, Камболат Уртаев и Цомак Гадиев приступили к созданию осетинской газеты. Редакционная коллегия подобралась удачно в лице доктора, агронома, педагога, юриста, медика, филолога. Редактором избрали Асланмбека Бутаева. Газета была названа просто «Ирон газет» по предложению Цоцко Амбалова. Первый номер газеты вышел 23 июля 1906 года. Газета выходила два раза в неделю (в воскресенье и четверг). Печаталась маленьким форматом. Всего вышло 9 номеров, но «Ирон газет» имела все предпосылки для дальнейшей деятельности. «Круг подписчиков, читателей и корреспондентов расширился. Создалась база… И вдруг одни росчерк генерал-губернатора прекратил существование газеты» – вспоминал Ц. Гадиев. Последний, 9-й номер вышел 20 августа 1906 года, а через несколько дней редактор газеты был арестован.
Вторая осетинская газета «Ног цард» стала издаваться в Тифлисе осетинским издательским обществом в марте 1907 г. под редакцией Петра Гулича Тедеева. Первый номер газеты вышел 8 марта 1907 г. Издание посылалось в Цхинвал, Владикавказ, Баку, Батум, Гори, а также пересылалась в Турцию, живущим там осетинам.
С 26 марта 1907 г. официальным рецензентом газеты «Ног цард» стал Христофор (Пора) Зурабович Джиоев, цензор Тифлисского Комитета по делам печати.
Со дня основания газеты «Ног цард» с №1 (8 марта) и по №17 (15 апрель) редактором, как было сказано, был Петр Тедеев, а с №18 (18мая) и до конца существования газеты (23 декабря) редактором являлся Тадиоз Тедеев (Цицка) – железнодорожный рабочий Тифлисского депо. Это было сделано в целях конспирации. На самом деле редакторскую работу выполняла вся редакционная коллегия в составе: П.Г. Тедеева, Б.П. Кочиева, Н.З. Джиоева, А. Тибилова, Д. Козаева, Ивана Абаева и писаря Томаева Халцыхъо – работника железнодорожного управления. Газета печаталась в типографии Грузинского товарищества большим форматом. Выходила два раза в неделю и была прогрессивного направления. «Ног цард» преследовала те же цели, что и «Ирон газет» – развитие просвещения, культуры, политического самосознания и т.д.
С большой радостью и ликованием встретили люди выход первого номера газеты «Ног цард». Влияние его на трудящиеся массы было очень велико. Она выступала в защиту интересов народа, критиковала местные власти, чиновников, эксплуататоров. Обличала на своих страницах пережитки прошлого.
Газета «Ирон цард» интересовалась не только судьбой своего народа, но и судьбами других народов. Кроме того, на страницах «Ног цард» печатались произведения выдающихся осетинских писателей. В частности, стихотворения Коста Хетагурова «Додой» и «Солдат» впервые были напечатаны на страницах этого издания. Как известно, «Ирон фæндыр» Коста вышел в 1899, но эти стихотворения из-за цензурных условий не вошли в книгу.
Также в газете «Ног цард» печатались Сека и Цомак Гадиевы, Цоцко Амбалов и др. Печатались и переводные произведения иностранных писателей.
По уставу осетинскому издательскому обществу разрешалось открывать школы, читать лекции, издавать различную литературу на осетинском языке. Общество с большим энтузиазмом приступило к организации осетинских воскресных и вечерних школ для рабочей молодежи, лекции по различным вопросам для неграмотных и малограмотных осетин. Средства общества составлялись из членских взносов, добровольных пожертвований и денег, вырученных от продажи его изданий, устраиваемых концертов, лекций, спектаклей и т.д.
Следует отметить, что осетины, живущие вне Осетии, в разных городах Российской Империи тоже активно помогали не только газете «Ног цард», но и всему обществу в целом. Кроме того, из заграницы шла большая помощь от осетин – Америки, Китая, Турции.
При издательском обществе функционировал любительский драматический кружок, который часто ставил спектакли. Деньги, вырученные от спектаклей, тоже шли на помощь газете «Ног цард».
Первые попытки создания осетинского театра были связанны с именем великого Коста. Его стихотворения декламировались и распевались на вечерах, устраиваемых передовой осетинской интеллигенцией. А драма «Дуня» (раньше она была известна как «Курсистка»), написанная в 1893 г. на русском языке и позже переведенная на осетинский язык Камбола (Карцайаг) Егиевым, ставилась на сцене.
Известны были также пьесы Елбыздыхъо Бритаева «Уæрæседзау» (Побывший в России) и «Худинаджы бæсты мæлæт» («Лучше смерть, чем позор»). Среди культурных деятелей того времени он выделялся своим литературным талантом, остроумием, просвещенностью и свободомыслием. Бритаев положил крепкую основу осетинской драматургии, осетинскому театру. К этому времени появились пьесы Розы Кочисовой, Давида Короева, Алихана Токаева… Попытки создания драматических произведений делал и рабочий профессиональный революционер Габо Сиукаев. Он был известен широким массам трудящихся под кличкой «Искра». Написал пьесу «Свадьба» и др., но, к сожалению, до нас они не дошли.
Учредив любительский драмкружок, тифлисские осетины сразу же приступили к активной работе. Участниками этого кружка были: Вано Абаев - педагог, Игнат Алдатов - студент художественного училища, Ираклий Гаглоев – учащийся, Рутен Гаглоев - ученик Тифлисской мужской гимназии, Гадзбе Датиев - чиновник, Николай Келехсаев – рабочий, Абе Туганов – служащий, Хечасса Хабаев – офицер, Максим (Тата) Рамонов - агроном, Инал Собиев – инженер, Бидзина Кочиев – учитель, Христофор (Пора) Джиоев - учитель и цензор, Петр Тедеев – учитель, Александр Джадтиев и др.
Осетинский драмкружок поставил первый осетинский спектакль по пьесе Елбыздыхъо Бритаева «Уæрæседзау» и «Худинаджы бæсты мæлæт» 24 мая (6 июня) 1906 г. в помещении гостиницы «Ветцел» на Михайловском проспекте (ныне проспект Плеханова). Тифлисская газета «Тифлисский листок» писала «Сегодня в театре «Ветцель» будет дан в пользу учеников осетин г. Тифлиса спектакль. Поставлено будет в первый раз в Тифлисе пьеса на осетинском языке».