20 мая. День памяти и скорби в Южной Осетии.
В этот день в 1992 году грузинские экстремисты совершили преступление, превзошедшее все их преступления с 23 ноября 1989 года.
А их было немало.
Захоронение живыми 12 мирных жителей в селе Еред, сожжения десятков осетинских сёл, убийства сотен мирных жителей, рабочих, крестьян, представителей интеллигенции, стариков в доме престарелых, а новорожденных детей – в роддоме обесточенного города, нерождённых детей в утробах беременных матерей, которые гибли в своих домах под огнем грузинских артиллерийских орудий и от начиненных гвоздями градобойных ракет «Алазань»…
Трудно было превзойти эти страшные преступления, но обезумевшие от бредовых иллюзий собственного национального превосходства орды варваров ХХ века не ведали преград в стремлении превзойти себя в звериной жестокости и человеконенавистничестве.
Убивать безоружных людей аморально и безнравственно. Самому старшему из убитых было более 70 лет, младшему не исполнилось и 11. Эти люди не представляли, да и не могли представлять опасности для национальных интересов Грузии. Их убили только за то, что они - осетины.
Убийц по сей день оберегает от справедливого возмездия находящееся под покровительством НАТО грузинское государство. Оно до сих пор не привлекло виновных к ответственности. Немудрено, что возглавлявший Грузию с 1992 по 2003 годы Шеварднадзе, на правление которого пришлось это страшное злодеяние, в конце своего президентства подписал указ об увековечении имени бывшего президента Грузии Гамсахурдиа, который и начал этот геноцид, хотя прежде сам же из конъюнктурных соображений обвинял его в фашизме.
Зарский расстрел не был спонтанным преступлением. Напротив, убийцы заранее всё продумали и хорошо подготовились. Они знали, что по объездной Зарской дороге в Дзау и Владикавказ едут мирные жители, пытаясь вывезти своих жён, детей, стариков-родителей от ужасов войны, навестить своих родных во Владикавказе и Квайсе...
Убийцы знали, что в этих машинах едут безоружные люди.
Убийцы знали, что могут убить их безнаказанно.
Убийцы шли не сразиться с равными – они шли убивать беззащитных.
Это отличает солдата от убийцы, храбреца от труса, благородного от подлого.
Преисполнились очищенного огнем и кровью презрения к врагу даже те, кто прежде был готов видеть в нём сторону, отстаивающую свою, ложную, неправедную, извращенную, но идею. Произошла моментальная самодегуманизация тех, кто совершил это злодейское, беспощадное, ничем не оправданное преступление, стоящее по ту сторону понятий о добре и зле, гораздо ниже между миром земным и подземным. Казалось: кровожадные демоны прошлого восстали из ада, вселившись в оболочки охваченных коричневой чумой двуногих и требуют страшных, кровавых ритуальных человеческих жертвоприношений…
Если отбросить ненужные мысли о масштабах, геноцид осетинского народа (1991 - 1992) живо перекликается с трагическими страницами истории еврейского народа, когда миллионы и миллионы евреев безжалостно уничтожались только за то, что они евреи. Зарский расстрел - рецидив Холокоста, ибо явился актом политики истребления людей по национальному признаку.
Южная Осетия в те годы была бессильна спасти своих граждан от Грузии. Но влиятельные политики тех лет не смогли осознать опасность событий в Южной Осетии. А она заключалась в том, что трагедия осетин явилась еще одним этапом привыкания людей в других республиках к войнам и кровопролитиям. И они не замедлили вспыхнуть.
Преступники остались без наказания, а болезнь – без лечения. Это привело к неоднократному рецидиву насилия на постсоветском пространстве и в мире вообще. Уже после растянутой на два года трагедии Южной Осетии произошли более разрушительные войны, унесшие в общей сложности больше миллиона жизней в Абхазии, Либерии, Таджикистане, Руанде, Югославии, Афганистане, Украине… Мир содрогается от страшных трагедий, с ужасом наблюдая за гибелью людей в разных точках земного шара только потому, что ни Холокост, ни трагедия народов Южной Осетии и других пострадавших стран не нашли по сей день адекватной оценки и адекватного реагирования.
Избежать подобных рецидивов можно, если понять связь между фашизмом прошлых лет и фашизмом наших дней, Холокостом и геноцидом осетинского и других народов, если мировое сообщество примет надежные меры для защиты малочисленных наций.
Уважение их прав явится показателем его справедливости.