На командном пункте под зданием парламента Южной Осетии в Цхинвале в августе 2008 года находились шесть женщин-военнослужащих, выполнявших свой служебный и гражданский долг наряду с мужчинами военнослужащими. Среди них – начальник чертежного бюро Минобороны РЮО капитан Есма Цховребова.
Стоит в начале рассказа отметить, что в эти дни город практически беспрерывно обстреливался всеми видами оружия. Обстрел был очень интенсивный, город горел.
Есма Цховребова вспоминает, что за два месяца вплоть до седьмого августа в Министерстве обороны практически каждый день объявляли боевую тревогу.
«Очень отчетливо помню, как ранним утром в четыре по тревоге в очередной раз бегу на командный пункт, а пули вокруг так и свистят», - начинает она свой рассказ.
«Я была уверенна, что я не выживу», - говорит она после паузы. Эти слова на протяжении всего рассказа она произнесет несколько раз.
«Я отправила своей сестре сообщение, чтобы она позаботилась о моей дочери, если со мной что-то случится», - добавила она.
Она рассказывает и эмоции захлестывают. Даже спустя восемь лет вспоминать те события крайне тяжело.
Есма говорит, что в командном пункте под зданием парламента, в который все спустились седьмого августа у нее было хорошо оборудованное помещение. Имелось все необходимое для полноценной работы даже в экстремальных ситуациях.
Она также вспоминает, что несмотря на сильнейшие обстрелы все женщины-военнослужащие четко выполняли возложенные на них обязанности.
Есма Цховребова – одна из тех героических женщин, которые в те тяжелые, смертельно-опасные дни оставалась со своим народом и выполняла совсем не женскую работу.
Здесь в командном пункте штаб и оперативные офицеры отслеживали и докладывали обстановку, принимали решения, ставили задачи. Чертежнику по должности необходимо было находиться в непосредственной близости.
Стоит также отметить, что именно здание парламента обстреливалось с особой интенсивностью, и впоследствии оно было практически полностью разрушено.
«Первый снаряд в здание попал без четверти 12. Взрывы сотрясали здание настолько сильно, что периодически появлялось ощущение, что оно рухнет на наши головы. В бункере мы пробыли до пяти утра восьмого августа», - вспоминает она.
Утром восьмого августа по приказу министра обороны РЮО генерал-майора Василия Лунева все мужчины военнослужащие, находившиеся в бункере, были построены на площадке с дворовой стороны здания. Было принято решение оборонять командный пункт.
«Я смотрела на них и понимала, что если сейчас хоть один снаряд упадет на это место, все они погибнут», – говорит Есма, а на глазах выступают слезы.
«Уже ночью с седьмого на восьмое августа здание горело. Утром оставаться в бункере не было возможности – мы задыхались от дыма», - продолжает она.
Женщин решили перевезти в более безопасное место. Офицер Министерства обороны Георгий Валиев посадил их в свою машину и под сильнейшими обстрелами отвез в самое, по его мнению, безопасное место – жилой трехэтажный дом напротив здания почты. Всем известно, что и этот дом впоследствии сгорел дотла.
«Я с тех пор так благодарна Георгию, можно сказать, что он нам спас жизни», - говорит Цховребова.
С гордостью отзывается она и о Василии Луневе, Игоре Алборове, который сегодня занимает должность заместителя министра обороны – они, по ее словам, очень стойко держались.
«Игорь Алборов периодически выходил с автоматом на задания под этими сильными обстрелами. Он постоянно нас успокаивал, подбадривал».
О ребятах из Отдельного разведывательного батальона и разведчиках штаба Эсма отзывается особенно тепло, и искренне и с такой любовью благодарит всех, кто в эти дни были здесь в горевшем Цхинвале.
«Все ребята, которые на тот момент был рядом, достойно себя показали в эти дни. Они действовали бесстрашно, не думая о том, что могут погибнуть. Они без доли сомнения уходили на задания, рискуя своими жизнями, сражались на улицах Цхинвала, спасали мирное население. Это настоящий героизм», – говорит она.
Жилой дом напротив здания почты, в подвале которого спрятались женщины тоже начал гореть.
Ребята из спецназа Минобороны пригнали грузовую машину. Всех женщин и детей, которые спасались в подвалах окрестных домов загрузили в нее и отвезли в подвал шестой школы.
«Здесь мы периодически слушали эфир через рации ребят. В этом же подвале и услышали о гибели Амирана Багаева и Азамата Джиоева. Ребята хотели забрать их тела, но они лежали на открытом простреливаемом грузинами пространстве, и никак не удавалось это сделать. При этом многие из ребят сами получили ранения. Это была страшная война!», - рассказывает Есма.
По ее словам, женщин- военнослужащих в эти дни в Цхинвале осталось очень много, они никуда не уехали.
Когда российская армия вошла в город, и людям удалось выйти из подвалов, перед ними предстала ужасающая картина – город был в руинах – сожженные дома, искореженная техника и обожженные обезображенные трупы на всех улицах.
«Даже сейчас, наблюдая за событиями, происходящими в Донецке и Луганске, сердце сжимается, обливается кровью, - говорит Цховребова. - Нам было тяжелее еще и потому что мы оказывались именно в тех местах, которые грузины обстреливали прицельно безостановочно из крупнокалиберного оружия. Практически каждое здание, в подвале которого мы прятались в последствии загоралось и начинало рушиться. Когда уже потом я добралась до дома – квартира моя также была практически полностью разрушена, но меня это не трогало. Главное что мы остались живы».
«Я готова вновь пройти через все эти ужасы, ведь, в конечном итоге, Южная Осетия обрела независимость», - говорит Есма после некоторой паузы.
На командном пункте в бункере здания парламента вместе с Есмой Цховребовой также были женщины военнослужащие Елена Гояева, Лариса Джиоева, Тина Сиукаева, Алла Габатова, Марина Плиева.
Есма Цховребова награждена медалями «За 15 лет безупречной службы в Вооруженных силах РЮО», «20 лет Министерству обороны РЮО», государственными наградами «За службу на страже мира в Южной Осетии», «25 лет Республике Южная Осетия».