Знаур Гассиев: Цхинвал сегодня не узнать

пт, 16/09/2016 - 15:08
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Ежегодно на протяжении уже 26 лет 20 сентября в Республике Южная Осетия отмечается День независимости — значимая дата для каждого жителя этой маленькой страны. В преддверии праздника Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в России Знаур Гассиев в своем интервью ТАСС рассказал, как сейчас строится жизнь в мирной республике, как к югоосетинской дипмиссии в Москве относятся в посольствах других стран и о том, как после событий 2008 года строятся торгово-экономические и дипломатические отношения страны с Грузией.

— Какие направления, сферы жизни и отрасли наиболее перспективны для развития в Республике Южная Осетия?
— Южная Осетия более 20 лет пребывала в безвременье из-за грузинской оккупации и агрессии.
Уничтожались не только человеческие жизни и судьбы, но и вся инфраструктура. Поэтому сегодня отрасли, которые могли бы процветать, — туризм и сельское хозяйство — находятся в упадке. Но именно они наиболее перспективны для развития.
К перспективным для нас отраслям можно добавить и интеллектуальный сектор, потому что у нас очень много молодежи и очень сильный Юго-Осетинский госуниверситет имени Александра Тибилова, который сейчас отстраивается и расширяется.
Есть все предпосылки, чтобы превратить возрожденный ЮОГУ со славным прошлым и с новой современной инфраструктурой в один из ведущих вузов Кавказа, в мощный учебный и научный центр регионального значения. И этот шанс мы обязательно используем!

— Какие уникальные ниши существуют на территории Осетии для развития малого и среднего бизнеса?
— Повторюсь, конечно, но это опять же аграрный сектор и туризм, и, как следствие, эко- и этнотуризм. Южная Осетия — очень красивая республика с уникальным климатом, благодаря которому у нас возможно создание горнолыжных курортов, этнодеревень, экологического производства. Поэтому ниши эти достаточно перспективны и готовы к развитию. У нас уже есть энтузиасты и заинтересованные инвесторы, которые хотят их занять.

— Можно ли говорить уже о крупных проектах в аграрном секторе, которые будут запущены в ближайшее время?
— Сейчас у нас активно развиваются небольшие фермерские хозяйства. Пытаемся воссоздать, реанимировать работавшие ранее совхозы и колхозы. Только в Джавском районе республики было несколько очень больших совхозов, насчитывавших тысячи голов мелкого и крупного рогатого скота. Хотелось бы их восстановить. Во многом в развитии своего сельского хозяйства мы опираемся на опыт регионов России, с которыми сотрудничаем. Например, несколько дней назад мы принимали у себя делегацию правительства Воронежской области, которая славится своим сельским хозяйством и смогла достигнуть больших высот. По нашим данным, в регионе сегодня только крупного рогатого скота мясных пород около 140 тыс. голов. Поэтому их опыт для нас бесценен.

— Кроме Воронежской области, связи с какими еще регионами вы поддерживаете?
— У нас традиционно хорошие отношения с Владимирской областью. На полях Сочинского форума, который пройдет в конце сентября — начале октября этого года, планируем подписать договор с Владимирской областью. Но работать мы начали гораздо раньше. Сейчас владимирский бизнес входит на территорию Южной Осетии с рядом инвестпроектов. До конца года делегации из Южной Осетии посетят Липецкую, Брянскую и Воронежскую области.

— Дальний Восток не рассматриваете?

— Рассматриваем, конечно. На Дальнем Востоке у нас уже есть свой представитель в регионе — почетный консул. Но основную работу мы начнем вести в следующем году, потому что нельзя объять необъятное.

— То есть экономические связи с регионами довольно тесные и продолжают устанавливаться?
— Именно так. Связи эти довольно тесные, мы до сих пор многим благодарны за поддержку, которую нам оказали в 2008 году. Хочется выстраивать отношения с регионами, потому что теперь Южная Осетия может предложить хорошие условия для инвесторов. У нас множество преференций: практически нулевая налоговая ставка, бесплатное предоставление земли в аренду, льготное пересечение таможенной границы и другие. Кроме того, Южная Осетия всего в 200 километрах от самых крупных торговых южных хабов России. Можно создавать производства, можно работать и получать хорошие дивиденды.

— Заметны ли в республике результаты инвестиционных программ по содействию социально-инфраструктурному развитию Южной Осетии по программе, принятой до 2017 года?
— Да, несомненно. Братская Россия оказала неоценимую помощь в восстановлении, и Цхинвал сегодня не узнать, как и всю Южную Осетию.
Наша столица сегодня выглядит лучше, чем в советское время: у нас новые улицы, светлые большие проспекты, завершается строительство драматического театра, который является одним из самых авторитетных и старых на Кавказе. У нас налаживается производство, уже заработало немало предприятий, на которых создаются рабочие места. Например, усилиями нашего соотечественника Таймураза Казбековича Боллоева начала работу большая швейная фабрика на 700 рабочих мест. Шаги, которые мы делаем сейчас по восстановлению и развитию республики, очень большие, уверенные.

— Как сейчас складываются отношения Южной Осетии с Грузией?
— Торгово-экономических отношений с Республикой Грузия нет, как и дипломатических, с тех пор как это соседнее государство проявило себя как агрессор. Общение с 2008 года проходит через Женевские дискуссии. Их проведено 36, но мы до сих пор не смогли добиться заверений нашего южного соседа в неприменении силы. Правительство Грузии все еще размышляет, а соответствующие документы остаются неподписанными. Снова начать выстраивать отношения с Грузией мы сможем только после признания всех преступлений, совершенных ими в течение последних 25 лет, когда методично истреблялось все население и разрушалась инфраструктура.

— То есть возможность нормализации отношений с этой страной возможна только после признания грузинскими властями фактов преступлений против Южной Осетии?
— Несомненно. Но для этого Грузия должна для начала подписать в Женеве соответствующий документ о гарантиях неприменения силы. Отказываясь подписать подобный документ, Грузия оставляет за собой право вернуться к политике экспансии и геноцида.

— Больше года, как вы занимаете должность полномочного посла республики в России. Можете ли вы говорить о конкретных результатах? Как изменился облик республики на мировой арене?
— Наша дипмиссия находится в Российской Федерации. Помимо нас, здесь находятся представительства и посольства более чем 160 стран, и мы со всеми активно взаимодействуем. Неоценимую помощь в нашем общении оказывает МИД РФ. Могу сказать, что дипмиссия Южной Осетии выглядит достойно среди равных.

— Какие-то конкретные шаги для укрепления авторитета Южной Осетией предпринимаются?
— В первую очередь, с чего мы начали, это культурное общение. К примеру, мы провели несколько культурных мероприятий с посольствами латиноамериканских стран. Устраивались выставки с посольствами Никарагуа и Венесуэлы, прошли они с успехом и в республике.
Послы латиноамериканских стран участвовали во вручении литературных премий, которые объявила наша дипломатическая миссия. Кстати, первое место получил гражданин Южной Осетии, который переводил произведения — прозу и поэзию — латиноамериканских писателей. Очень красиво и эффектно прошло награждение: послы выходили на сцену и зачитывали переведенные произведения в оригинале, а наш соотечественник их декламировал на осетинском языке. Также мы постоянно проводим совместные культурные и спортивные мероприятия с дипмиссиями других стран Латинской Америки и Восточной Европы.
Активно происходит общение на полях различных форумов, в дипломатическом клубе МИД РФ. Нас видят, нас принимают и хотят с нами общаться. Думаю, что в ближайшее время еще более активно будем реализовывать дальнейшую политику по нашему признанию.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest