В последнее время в Сирийской Арабской Республике наметились определенные перспективы мирного урегулирования. Условия для этого в немалой степени были созданы благодаря военным успехам России. Конечно, на Западе не согласны с подобным развитием событий. Несмотря на приход к власти в Соединенных Штатах сил, по крайней мере на словах выступающих за налаживание диалога с Россией, руководство Пентагона сохраняет определенную инертность в этом направлении. Это приводит к продолжению попыток бросить тень на миротворческую деятельность Москвы. В частности, командующий международной операцией против ИГИЛ (запрещена в РФ) в Ираке и Сирии американский генерал-лейтенант Стефан Таунсенд в начале марта заявил о том, что российские самолеты, якобы, нанесли ошибочной удар по мирным жителям, что привело к «некоторым жертвам».
В ответ на это Минобороны РФ ответило, что российские и сирийские самолеты не «работали» в указанных районах и подтвердили это данными объективного контроля. Кроме того, Россия не раз заявляла, что принимает решение по бомбардировкам только после тщательной проверки разведданных. В связи с этим, доводы военных США и НАТО не нашли реальных подтверждений. Напротив, на основании данных, полученных по итогам проведенной впоследствии проверки, тот же Таунсенд 27 марта был вынужден официально признать: «Мы, вероятно, были причастны к этим жертвам. Но основная вина лежит на боевиках...»
Одновременно комиссия ООН сняла обвинения с российской авиации в атаке на гуманитарный конвой под Алеппо в сентябре 2016 года. В тот же день генеральный секретарь Лиги арабских государств А.Абуль-Гейт по достоинству оценил миротворческую работу России на Ближнем Востоке.
Такие объективные заявления, к тому же высказанные на достаточно высоких международных политических уровнях, казалось бы, давали определенные надежды на укрепление позиций здравомыслящих сил на Западе и, прежде всего, в США. Однако в ночь на 7 апреля США нанесли удар по сирийским правительственным войскам, использовав в качестве предлога ситуацию с химинцидентом в провинции Идлиб.
Со времени данного инцидента прошло не столько времени, чтобы можно было подготовить это нападение. А значит, удар американскими крылатыми ракетами готовился заблаговременно. Как отмечает МИД России в своем заявлении от 7 апреля, «для любого специалиста понятно, что решение о нанесении ударов было принято в Вашингтоне до событий в Идлибе, которые были просто использованы как предлог для демонстрации силы».
Далее в заявлении МИД РФ справедливо утверждается: «США делают вид, что не понимают очевидных вещей. Они закрывали глаза на применение террористами химоружия в Ираке, о чем официально сообщал Багдад. Они отмахиваются от запротоколированных документов о применении химоружия террористами в Алеппо. Таким образом можно только потворствовать международному терроризму, усиливать его и ожидать новых атак с применением средств массового поражения».
Аналогичное поведение демонстрировали США и их союзники также в ходе конфликта в Южной Осетии (1989-2008).
Российское внешнеполитическое ведомство, разоблачая мотивы поведения США, приходит к выводу, что «военная акция США – это и попытка отвлечь внимание от ситуации в Мосуле, где в результате действий, в том числе американской коалиции, погибли сотни мирных жителей и нарастает гуманитарная катастрофа».
После произошедшего, Россия приостановила действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, заключенного с США.
Но для того, чтобы лучше разобраться в череде взаимных обвинений, давайте перейдем к цифрам и фактам. С самого начала сирийского конфликта, который длится уже шесть лет, русские постоянно помогают региону гуманитарной помощью. На эти нужды, по данным ООН, выделено 52 миллиона долларов. Последние четыре года доставкой гумпомощи занимается МЧС. Только с 2013 по 2015 года, министерство организовало 35 рейсов в Сирию и соседние страны, доставив при этом более 600 тонн груза. Продолжается данная работа и сейчас. К примеру, за один только день 27 марта, Российским центром по примирению сторон было проведено шесть мероприятий, в ходе которых нуждающимся передано более 6 тонн гуманитарной помощи, а 28 марта в провинции Алеппо было передано 25 тонн помощи. За сутки её получили 8100 человек. Это продовольствие, палатки, медикаменты, генераторы, топливо, учебники для детей и даже игрушки. Не стоит забывать и про работу российских саперов, на счету которых обезвреживание сотен тысяч мин и боеприпасов. Москва активно работает для того, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу и смягчить страдания жителей пострадавших районов.
Перейдем к анализу военных действий России. Так, 21 марта ряд бандформирований предпринял попытку захвата города Хама. Для этого была создана группировка из более 10 тысяч боевиков. Её основу составили отряды «Джебхат ан-Нусры» (организация запрещена в РФ). Однако, благодаря самоотверженным действиям правительственных войск и поддержке российских ВКС обстановку удалось стабилизировать. За четверо суток боев были уничтожены более 2100 боевиков, 55 единиц бронетехники, 22 «джихад-мобиля», а также более ста автомобилей с тяжелым вооружением.
В Генштабе РФ заявили, что на территории Сирии с 30 декабря 2016 года продолжает поддерживаться режим прекращения боевых действий. До двухсот увеличилось количество отрядов оппозиции, заявивших о приверженности его соблюдению. Только за последний месяц соглашения о присоединении подписаны с представителями 116 населенных пунктов. Тогда как общее их число достигло 1397.
Это говорит об успехе российской стратегии в Сирии, целью которой является именно приведение сторон к согласию на долгосрочной основе с учетом уважения к законным правам и интересам каждого. Именно таким образом и можно обеспечить в будущем прочный мир.
Своим коварным нападением на вооруженные силы страны, которая седьмой год ведет неравную войну против значительных сил международного терроризма, США пытаются сорвать процесс внутрисирийского диалога и свести на нет миротворческие усилия России. Кстати, уже упомянутое нападение на подразделение сирийской армии в ночь на 7 апреля тут же привело к активизации активности террористов ИГИЛ на прилегающих территориях. Думается, это не может не наводить на определенные подозрения в отношении истинной роли и цели США и НАТО в целом.
И, естественно, достижения западной коалиции в декларируемой борьбе против террористов не столь однозначны. Продолжается нанесение авиацией союзников ударов не только по позициям ИГИЛ, но и по мирным объектам. Во время этих налетов погибли уже сотни мирных людей. Уничтожаются объекты гражданской инфраструктуры. В частности, вызывают тревогу действия авиации Запада в районе дамбы на реке Евфрат западнее сирийской Раки. Последний такой налет 26 марта привел к повреждению двух заслонок в южной части плотины, предназначенных для сброса воды и недопущения переполнения водохранилища. Данные действия могут привести к масштабной экологической катастрофе, затоплению обширных районов и многочисленным жертвам среди мирного населения.
Кроме того, 3 февраля авиацией коалиции уничтожены сразу четыре моста: два в Раке и два - в населенных пунктах Эль-Калта и Эль-Аббара. В результате было полностью прервано сообщение между северной и южной частями города, в котором по-прежнему находится более 200 тысяч жителей. 18 февраля был разрушен мост Эль-Мегле в окрестностях города Маадан в 60 км восточнее Раки. Складывается впечатление, что удары по критически важной инфраструктуре наносятся с целью максимально затруднить послевоенной восстановление страны.
Практически ежедневно коалиция наносит удары по городским кварталам Мосула, в которых помимо боевиков ИГИЛ находятся десятки тысяч мирных жителей. Хочется лишний раз обратить внимание на кардинальное различие с тактикой России в Сирии, где одним из основных компонентов при освобождении населенных пунктов является размежевание террористов и гражданского населения. Развернутые в окрестностях города лагеря беженцев переполнены, там ощущается острый дефицит продовольствия, питьевой воды и лекарств.
Вызывает обеспокоенность и то, что западная коалиция выдавливает боевиков из Ирака именно на территории Сирии, где по приглашению законно избранного руководства страны действует Россия. Например, только за последнюю неделю из Мосула в направлении сирийского Дэйр-Эз-Зора беспрепятственно вышли более 800 боевиков.
Европа пытается стяжать лавры гуманиста представляя как некий невероятный подвиг приём миллионов беженцев, но хочет, чтобы все забыли о причине их массовой миграции в Европу. О том, что сегодняшние беженцы спокойно жили в своих странах и предавались радостям мирного труда, пока их тихую жизнь не разрушили варварские военные агрессии и шквал ракет и бомб военной авиации НАТО.
Мы же продолжаем оставаться на прежних позициях: бороться необходимо с причиной проблемы, а не с её последствиями.
Западным военным, действующим на территории САР без решения Совбеза ООН и без приглашения официальных властей, еще не поздно сделать правильные выводы, прекратить нарушение международного права и перестать обвинять Кремль во всех грехах. Кроме того, Европейский союз и США, призывая к восстановлению мира, должны переходить от слов к делу.
Вероятно, было бы преувеличением утверждать, что у нас в принципе не бывает ни малейших неточностей. И, в то же время, едва ли будет справедливо обвинять НАТО в излишней кровожадности. Но сопоставление фактов показывает, что у них «непреднамеренных ошибок», приводящих к гибели гражданских лиц, бывает больше. Это мы отмечаем без злорадства, а лишь с сожалением, видя корень зла в излишней самоуверенности и поспешности в принятии решений без должной проверки.
Тем не менее, в последнее время появилась надежда на налаживание конструктивного сотрудничества по сирийскому вопросу с Америкой, прерванному администрацией Барака Обамы. Недавно в Вашингтоне побывала представительная делегация Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (политического крыла Свободной сирийской армии). Они пытались убедить нового американского президента Д.Трампа в целесообразности прежней «помощи» вооруженным противникам законного руководства Сирии во главе с президентом Башаром Асадом. О результатах можно судить по тому, что после этого сирийская оппозиция уже в Москве, а потом в Астане, Каире и Женеве обсуждала варианты мирного урегулирования конфликта в САР, выступая за вывод оттуда всех иностранных войск, за исключением российских.
Хочется сделать особый акцент на этом важном показателе доверия к России, а значит – правильности и эффективности миротворческих усилий Кремля в сирийских делах.
Конечно, несмотря на помощь Москвы, значение которой велико, дальнейшая судьба ближневосточного конфликта в определенной степени зависит от общественного согласия в самой Сирии. Благодаря многочисленным переговорам, которые проводят российские представители из «Центра примирения враждующих сторон», десятки тысяч вооруженных оппозиционеров, десятки крупных населенных пунктов добровольно отказались от вооруженной борьбы. Это говорит об эффективности миротворческих усилий российских представителей на местах, действующих уговорами и увещеваниями. Те представители вооруженных отрядов сирийской оппозиции, которые действительно любят свой народ, должны понимать, что на современном этапе военные действия лишь обескровливают сирийский народ, ведут к ничем не оправданным человеческим жертвам и дальнейшему разрушению не просто сирийского государства, но и уникальнейшей сирийской цивилизации.
Инал Плиев,
международный эксперт ИА «Рес»