Конституция страны - живой организм, откликающийся на перемены в обществе

вс, 08/04/2018 - 12:33
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В Южной Осетии 8 апреля отмечают День Конституции. Ныне действующая Конституция была принята семнадцать лет назад в 2001 году после одобрения на всенародном референдуме, чему предшествовала длительная работа конституционной комиссии. Стоит ли говорить, что принятие Конституции 2001 года стало одним из важнейших этапов конституционно-правового развития Республики Южная Осетия. Главный документ страны сосредоточил в себе правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определил приоритеты государственного развития, а также зафиксировал гарантии прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, упрочение гражданского согласия и стабильности. Но, прежде чем поговорить о действующей Конституции, хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю, ведь на юге Осетии в разное время действовали несколько конституций.

Первая из них относит нас в начало прошлого века и была связана с новыми реалиями, диктуемыми Советской властью. Конституция СССР 1924 года была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР. Следующая Конституция СССР 1936 года («Сталинская») утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР. В преамбуле каждого документа определялись не только принципы построения социалистического государства, но и декларировались определенные демократические ценности. В том числе, и в части разрешения национального вопроса. Наивная вера в соответствие слов с реальностью в Конституции и сыграла злую шутку со сторонниками национального самоопределения в Осетии.

12 июня 1936 года на всенародное обсуждение в СССР был вынесен проект новой т.н. Сталинской Конституции. Текст основного закона обсуждался по всему Союзу в организациях, коллективах, заводах: «Сталинская Конституция – Конституция счастливой жизни». Конечно же, Конституция формально везде одобрялась. Но были и неожиданности. Так, в Южной Осетии при обсуждении положений документа в части территориального устройства государства высказывались пожелания об объединении двух частей Осетии и внесение этого предложения на рассмотрение конституционной комиссии. Эти призывы звучали на собраниях партийного и хозяйственного актива в коллективе Сталинирской ГЭС и в Дзауском районе. Как отмечали позднее партийные органы Компартии Грузии: «Обсуждение проекта Конституции СССР было сведено до уровня непартийных разговоров об объединении севера и юга Осетии».

Таким образом, вместо демонстративного одобрения планов партии о единой семье народов СССР, в коллективах развернулась дискуссия о возможности объединения двух частей Осетии. Это в сентябре 1937 года припомнили руководителям Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) Борису Таутиеву и Ивану Джиджоеву. Их вызвали в Тбилиси и арестовали. Тут же в местной прессе началась подобострастная поддержка этого решения тбилисских партийных верхов. 24 сентября в областной газете «Коммунист» вышла статья «С корнем и до конца вырвем врагов народа!». По ее содержанию выходило, что в Южной Осетии якобы давно действует разветвленная сеть врагов народа и Советской власти. И руководили ею Б.Таутиев, И.Джиджоев и еще с десяток партийных и хозяйственных работников.
Главное обвинение – «попытка внести раскол между братскими грузинским и осетинским народами, выразившаяся в призывах объединения юга и севера Осетии». Но обвинения были достаточно разнообразными. Например, Михаил Гояев был обвинен в том, что доказывал, «что в отдельно взятой стране социализм построить нельзя». Уже 30 сентября на собраниях в коллективах, где осуждались враги народа, звучит зловещий призыв: «Смерть врагам Родины!». На эпитеты партийные активисты не скупились: писатель Сико Кулаев – прямой фашистский агент; Сауи Гаглоев – ярый контрреволюционер, фашистский шпион; ученый Александр Тибилов – буржуазный националист, эсер... В итоге большинство из них были вскоре расстреляны или погибли в застенках НКВД.
Стоит ли говорить, что следующая Конституция СССР 1977 года («Брежневская») в Южной Осетии уже ни у кого не вызывала вопросов и тема объединения не ставилась.

Годы спустя, с изменением геополитических реалий и провозглашения Республики Южная Осетия возникла необходимость в создании уже национальной Конституции. Первая Конституция нашей страны была принята 2 ноября 1993 года. На основе этого важнейшего документа были сформированы органы государственной власти Республики Южная Осетия.
8 апреля 2001 года путем всенародного голосования был принят новый Основной закон, в котором определены основы конституционного строя, права, свободы и обязанности человека и гражданина, сформулирована система властных структур Республики. Необходимость в принятии нового Основного закона заключалась в изменении политической системы страны. Республика по Конституции 1993 являлась парламентской, а с 1996 года в стране установилось президентское правление. Поэтому надо было привести Основной закон в соответствие с новыми реалиями. Непонятно, почему эти изменения не были реализованы в течение такого длительного срока. Хотя существует суждение, что в том же 1996 году была разработана «президентская» Конституция РЮО, однако она так официально и не вступила в действие, оставаясь Конституцией-фантомом.
Как бы то ни было, сегодня мы живем по Основному закону, принятому на референдуме 8 апреля 2001 года. Конституция Южной Осетии состоит из 2-х разделов, 9-ти глав и 93-х статей (для сравнения, Конституция 1993 года насчитывала 129 статей):

Раздел I.
Глава I. Основы Конституционного строя Республики Южная Осетия.
Глава II. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава III. Президент Республики Южная Осетия
Глава IV. Парламент Республики Южная Осетия
Глава V. Правительство Республики Южная Осетия
Глава VI. Судебная власть Республики Южная Осетия
Глава VII. Прокуратура Республики Южная Осетия
Глава VIII. Местное государственное управление и самоуправление
Глава IX. Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции
Раздел II. Заключительные и переходные положения.

В Основном законе страны определено, что Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Таким образом, статус страны определен как независимое государство.
Уже в первой статье просматривается некоторое несоответствие действительности положениям Основного закона. «Народ осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», – указывает пункт 3, при том, что органы местного самоуправления не являются реалиями сегодняшнего дня в РЮО.
Такая же коллизия сохраняется и в статье 43 Конституции, где указывается, что «в соответствии с законом гражданин РЮО несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя». В настоящее время понятия «народный заседатель» и «присяжный заседатель» являются виртуальной нормой в судебной практике страны.
Статья 2 указывает на прямое действие конституционных норм, а это значит, что у гражданина непосредственно на их основе возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью Конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.
В соответствии с Основным законом страны законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Республики Южная Осетия, не имеют юридической силы. Эта особенность, к примеру, создала некоторые сложности при подготовке межгосударственного российско-югоосетинского соглашения, так как, например, некоторые положения российской Конституции не обладают абсолютным приоритетом при заключении международных соглашений.

Административное деление. Республика состоит из пяти административно-территориальных единиц: города Цхинвал, Дзауского, Знаурского, Ленингорского и Цхинвальского районов. При этом статус города Квайса в Основном законе не определен.
Редакция пункта 1 статьи 4 определена в соответствии с результатами референдума по статусу русского языка от 14 ноября 2011 года: «Государственными языками в Республике Южная Осетия являются осетинский и русский языки. Сохранение и развитие осетинского языка является важнейшей задачей органов государственной власти Республики Южная Осетия».
В Конституции определяются отношения с Республикой Северная Осетия-Алания, которые строятся на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции.

Некоторые противоречивые чувства вызывает статья 12 Конституции. Здесь указывается, что земля, недра и другие природные ресурсы, а также культурные ценности, памятники, имеющие историческое значение, являются достоянием народа. Это выглядит формальностью, если учесть, например, что порой невозможно загрузить самосвал гравием в пойме реки Лиахва, так как приречные территории «приватизированы» частными дробилками.
«Владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами и другими природными ресурсами», указывается в Конституции, регулируются законами, при том, что частная собственность, предусматривающая «владение землей» в РЮО отсутствует.
Интересно положение о принудительном труде, который «допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения» (ст.20,п.2). Принудительный труд по приговору суда обычная практика, куда неопределеннее принуждение к трудовой деятельности в условиях ЧП или войны. Значит ли это, что в последнем случае граждан можно будет заставлять рыть окопы и траншеи или принуждать работать сверхурочно?

Хочется обратить внимание наших читателей на статьи 30 и 31 Основного закона. В первой статье указывается на право граждан вносить в государственные органы, общественные и иные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Лица, преследующие граждан за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 31: «Каждому человеку обеспечивается тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и других форм сообщений. Цензура в Республике Южная Осетия запрещается». При этом, правда, не указывается на необратимость наказания лиц, которые нарушают положения этой статьи.

Глава III посвящена статусу президента, как главы государства и исполнительной власти. В статье 47 определяются основные прерогативы президентской власти: «Президент Республики Южная Осетия… определяет основные направления внутренней и внешней политики государства… представляет Республику Южная Осетия внутри страны и в международных отношениях».
Следующая статья указывает на необходимые критерии для кандидата на пост президента: президентом может быть избран гражданин Республики не моложе 35 лет, владеющий государственными языками РЮО и постоянно проживающий на территории страны последние 10 лет, предшествующих дню регистрации. В положении не определяется максимальный возрастной порог, который есть, скажем, в Абхазии.
Власть президента не является абсолютной и ряд его действий во многом согласовывается с мнением парламента. Так, только с согласия депутатов президент может назначить председателя правительства. Правда, если глава кабинета министров освобождается президентом от должности, то согласия парламента не требуется, надо просто уведомить депутатов о принятом решении. Одобрение депутатов необходимо и при назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты РЮО. Президент также представляет парламенту кандидатуры Генерального прокурора, главы ЦИК и ряд других назначений.

Но и сам парламент не находится вне зоны внимания президента. В соответствии со статьей 54 глава государства вправе распустить парламент страны в случае пересмотра им основ конституционного строя Республики Южная Осетия при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда РЮО.

Глава IV посвящена парламенту и здесь определен его статус как высшего представительного и единственного законодательного органа страны. Парламент Республики Южная Осетия избирается по пропорциональной избирательной системе сроком на пять лет и состоит из 34 депутатов. Впрочем, уже следующие выборы пройдут по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, при равном распределении депутатских мандатов, о чем принята соответствующая поправка в закон.
Депутатом парламента Республики Южная Осетия может быть избран гражданин РЮО, достигший на день голосования возраста в 21 год и постоянно проживающий последние 5 лет на территории нашей Республики.
Депутат может быть лишен депутатских полномочий только в соответствии с законом. Здесь мы наблюдаем интересную коллизию, когда парламентская партия, которую депутат и представляет в парламенте, не может отозвать его из состава депутатского корпуса. Это возможно только при общем решении всего депутатского корпуса. И если вдруг депутат стал проявлять независимую позицию, которая не согласуется с родной партией, то руководство партии не в силах отозвать его из парламента. Получается, что депутат просто воспользовался партийным ресурсом для того, чтобы пройти в парламент. С действием этого противоречивого положения уже столкнулось руководство парламентской партии «Единство народа».

Возможность обрести статус независимого депутата не единственная привилегия парламентария. Депутат парламента обладает неприкосновенностью в течение всего пятилетнего срока полномочий. На территории РЮО он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру. Эту ауру неприкосновенности могут снять только сами депутаты и то по запросу Генерального Прокурора РЮО.
Депутаты обладают не только неприкосновенностью, но и рычагами воздействия на исполнительную власть. Так, парламент рассматривает и утверждает государственный бюджет страны и контролирует ход его исполнения; устанавливает, отменяет республиканские налоги и другие обязательные платежи и сборы; принимает решение об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия; утверждает изменение границ между административно-территориальными единицами Республики Южная Осетия; назначает председателя Центральной Избирательной комиссии РЮО по представлению президента; назначает на должность и освобождает от должности по представлению президента Генерального прокурора и председателя Национального банка; назначает и освобождает от должности по представлению президента председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов, а также руководителей городского и районных судов.
И, наконец, может поставить вопрос перед президентом о доверии правительству Республики и даже имеет полномочия отрешать президента Республики Южная Осетия от должности.
После этих, определенных Конституцией РЮО прерогатив, возможность парламента давать согласие на дислокацию в стране воинских формирований иных государств, устанавливать государственные награды, почетные, специальные и воинские звания, дипломатические ранги и классные чины и объявлять амнистию уже не так впечатляет.

Куда скромнее выглядит статус правительства страны, изложенный в Главе V. Из 57 страниц текста Конституции этому исполнительному органу уделено всего три страницы.
В соответствии со статьей 73 правительство Республики Южная Осетия является высшим коллегиальным государственным органом единой системы исполнительной власти в Республике Южная Осетия. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом. Освобождение от должности председателя правительства Республики означает прекращение полномочий всего правительства.
Перед вновь избранным президентом Республики Южная Осетия правительство слагает свои полномочия.

Прерогативы юридического права в стране определены VI главой Конституции, где, в частности, указывается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане Республики Южная Осетия, достигшие 25 лет и имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее трех лет. Важное уточнение – судья не может быть депутатом, членом политической партии, не может заниматься иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Ну и как отголосок 1937 года категорическое положение: «Создание чрезвычайных судов не допускается».
Полномочия прокуратуры страны отражены в следующей, VII главе, в соответствии с которой прокуратура РЮО от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов президента и иных нормативных правовых актов на всей территории Республики Южная Осетия.
Глава VIII определяет деятельность органов местного самоуправления. Еще раз отметим, что понятие «местное самоуправление» в стране пока не наполнено реальным содержанием.
Таков лишь краткий обзор Основного закона страны. Рекомендуем вам ознакомиться с текстом Конституции полностью, здесь вы найдете для себя еще много интересного.

Необходимо отметить, что в течение 17-ти лет действующий Основной закон страны претерпел множество изменений. Было внесено как минимум 18 значительных поправок. В настоящее время указывается на необходимость принятия новой Конституции, поскольку нынешняя, по мнению ряда экспертов и политологов, уже не отвечает сегодняшним реалиям, а внесенные в нее многочисленные поправки и дополнения противоречат не только друг другу, но и некоторым законам.
Вместе с тем есть и иное мнение, сторонники которого полагают, что необходимость принятия новой Конституции возникает только тогда, когда она уже не отвечает требованиям времени, а ее положения теряют свою актуальность. В Южной Осетии в течение последних 17 лет не произошло кардинальных изменений в политической, экономической и правовой системе, которые бы потребовали принятия нового Основного закона. Не является таковым фактором и признание независимости РЮО со стороны России и ряда других стран. Это относится к внешнеполитическому шагу России, а не внутренним преобразованиям, произошедшим в Республике. Основы нашей политической, экономической и правовой систем остались неизменными. Именно поэтому наш Основной закон до сегодняшнего дня достаточно успешно выполняет свои функции, считают сторонники сохранения нынешней Конституции.
Кроме того, в случае принятия новой Конституции возникнет необходимость внесения изменений во множество законов, указов президента и постановлениях правительства, в которых отражены положения нынешней Конституции. А это огромный, затратный и необоснованный расход сил и средств государства. Тем не менее, возможно в ближайшее время мы получим Конституцию в очередной новой редакции.
Таким образом, Конституция страны это не застывшая в граните субстанция, а живой организм, откликающийся на перемены в обществе и окружающем мире. Конституция является Основным законом страны, это один из атрибутов государственности. И можно бесконечно рассуждать о том, хороша она или несовершенна. Но в целом она верой и правдой служит все эти годы народу Республики, являясь каркасом нашей государственности.

Газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest