В Южной Осетии в декабре прошлого года был открыт комплекс совместного Информационно-координационного центра органов внутренних дел (ИКЦ). Соглашение о его создании было подписано МВД России и МВД Южной Осетии еще в июле 2016 года в рамках межгосударственного договора о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года.
Центр создан, чтобы способствовать повышению эффективности взаимодействия российских и югоосетинских правоохранительных органов, осуществлению межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора. При его помощи Республика получит доступ к современным технологиям, которые позволят повысить уровень борьбы с преступностью.
О том, как формировался кадровый состав, каких результатов удалось достигнуть за короткий период работы, и о перспективах Центра корреспонденту ИА «Рес» рассказал его директор Алан Болатаев.
– Алан Хетагович, расскажите, как формировался Информационно-координационный центр и его кадровый состав?
– Мы с таким трудом подходили к этому дню, преодолевая множество препятствий. Но с честью справились с ними. Надо отметить, что не только руководство Центра и личный состав, но и руководство МВД республики осуществляло ключевую задачу в его формировании, которая заключалась в реконструкции и капитальном строительстве зданий и сооружений, выделенных в рамках российско-югоосетинского межгосударственного соглашения.
Хочется также отметить, что огромную помощь в решении стоящих перед нами вопросов оказывает представитель МВД России в Южной Осетии Павел Печников и Управление международного сотрудничества МВД РФ. Неоценима поддержка руководства и МВД Республики, и МВД России в лице статс-секретаря – заместителя Министра Игоря Зубова, который принимал непосредственное участие в создании Центра и участвовал в церемонии открытия, а также высшего руководства Южной Осетии в лице Президента Анатолия Бибилова.
Комплекс ИКЦ, который вы видите сегодня, состоит из административного здания, здания отдела криминалистических учетов и экспертиз, а также жилого блока из девяти квартир, где есть все необходимое для комфортного проживания. Туда в декабре прошлого года мы заселили личный состав – прикомандированных российских специалистов.
Общее число сотрудников Центра сейчас – 21 человек, 6 из них прикомандированы с российской стороны, остальные 15 должностей занимают местные специалисты. С учетом штатного расписания Центра в 30 единиц, югоосетинская сторона в этом отношении полностью выполнила свою часть соглашения: 50% – это минимум персонала, который мы должны были набрать.
Работа по отбору личного состава с российской стороны пока не завершена. С нашей стороны на данный момент отбор кандидатов временно приостановлен, так как в структуре МВД республики проходит процесс оптимизации.
– А в каких направлениях работают специалисты из России?
– Среди российских специалистов второе должностное лицо – заместитель директора Центра, также к нам прикомандирован заместитель начальника информационно-аналитического отдела, замначальника отдела по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, начальник отдела криминалистических учетов и экспертиз. Последний прикомандирован к нам ещё в апреле 2018 года и помогал нам пройти все этапы становления и формирования Центра.
– Какую работу Информационно-координационный центр проводит сегодня?
– Несмотря на то, что комплекс открылся в декабре 2018 года, непосредственная деятельность началась гораздо раньше. За 2018 год Центром направленно порядка 500 документов в качестве исходящей корреспонденции, отработано более 200 обращений, поступивших не только с территории Республики, но и из правоохранительных органов, судов и иных структур Российской Федерации – то есть Центр осуществляет активное взаимодействие по всем направлениям своей деятельности.
– Вы назвали внушительную цифру исходящей корреспонденции. А что скрывается под этой формулировкой?
– Исходящая корреспонденция – это не только ответы на запросы, которые поступают в Центр, как от российской, так и от югоосетинской стороны, но и подготовка различного рода информационно-аналитических материалов, в том числе о состоянии криминогенной обстановки в Республике. Все они относятся к пунктам соглашения и подразумевают противодействие организованной преступностью и другим опасным видам преступлений.
Возвращаясь к проводимой нами работе, надо отметить, что по просьбе правоохранительных органов, озвученной на координационном совещании под руководством Генерального прокурора республики Урузмага Джагаева, мы проработали вопрос о привлечении специалистов для осуществления специальных видов экспертиз, которые на данный момент на территории республики не проводятся. Сейчас в Центре развиваются такие экспертизы как компьютерная, физико-химические исследования и автотехническая экспертиза. Причем последняя – с учетом дорожно-транспортных происшествий, участившихся в республике за последнее время, очень актуальна.
– Вы назвали ряд специальных экспертиз. А кто их будет проводить, у вас достаточно специализированных кадров?
– Мы пригласили лучшего, не побоюсь этого слова, специалиста в области автотехнических экспертиз, который ранее проходил службу в Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД Северной Осетии, и предложили ему хорошие условия работы и проживания. Он согласился, несмотря на то что прежнее руководство не хотело его отпускать.
С декабря прошлого года данный специалист приступил к своим обязанностям, оказывает активную помощь Генеральной прокуратуре, следственному управлению МВД Республики и другим правоохранительным органам в организации соответствующих мероприятий по проведению автотехнических экспертиз.
В 2018 году, при развитии специальных экспертиз, была проведена объемная работа с экспертно-криминалистическим подразделением МВД Республики Южная Осетия, и из числа сотрудников Министерства внутренних дел были отобраны химик-биолог и специалист в области информационных технологий. Они соответствуют всем требованиям образовательного минимума, которые были при отборе. Данные специалисты направлены на стажировку в Российскую Федерацию.
Хочу отметить, что сотрудник МВД Республики, который будет проводить компьютерные экспертизы, ранее закончил российский профильный вуз. Я не могу раскрыть, в силу специфики нашей работы, какие именно экспертизы он будет проводить, но могу заверить, что это будет весь комплекс мероприятий, связанных с электронными и цифровыми носителями информации, в том числе компьютерами и смартфонами.
– Вы можете привести пример каких-то резонансных преступлений, которые удалось раскрыть или предотвратить при содействии ваших специалистов?
– К сожалению, я не могу раскрыть подробности этой работы, но случаи есть. Надо учитывать специфику деятельности Центра, мы созданы как раз для этого. И в рамках своей компетенции мы делаем все возможное, чтобы работать в этом направлении, не нарушая ни российского ни югоосетинского законодательства.
– Как вы считаете, открытие Центра поспособствовало снижению криминогенной ситуации или повышению раскрываемости преступлений в Южной Осетии?
– Я не могу делать каких-то заявлений, но думаю, что способствует. Мы созданы именно для этого.
Центр оказывает взаимодействие, координацию между двумя ведомствами, чтобы способствовать раскрытию преступлений, сам Центр преступления не раскрывает. Он координирует взаимодействие двух ведомств, а преступления раскрывает одна или другая сторона.
К примеру, обработку обращений как с одной, так и с другой стороны мы осуществляем максимально оперативно, тогда как без нас ответов приходилось ждать месяцами. Это и экспертизы, и запросы, и подготовка писем, которые занимают до трех суток.
– В каких специалистах еще нуждается Центр?
– Сказать, что мы уже располагаем всеми специалистами, я не могу, идет отбор. Но тот коллектив, который уже сформирован, в кратчайшие сроки решает любые задачи. Недобор кадров не влияет на осуществление нашей непосредственной деятельности.
– Создается ли вами какой-то кадровый резерв, чтобы в будущем пополнять центр соответствующими специалистами?
– Кадровыми вопросами во взаимодействии с двумя ведомствами занимаются директор и заместитель директора Центра. На основании наших предложений по отбору кандидатов, которые проходят согласование и тщательную проверку в вышестоящих ведомствах – МВД России и Южной Осетии, специалисты прикомандировываются к Центру. Мы отбираем лучших из лучших. Благодаря их работе, Центр будет благоприятно влиять на криминогенную ситуацию как в Южной Осетии, так и в Российской Федерации. Мы делаем все возможное, чтобы наши граждане были максимально отгорожены от криминала.
– И последний вопрос. Расскажите, какие планы, мероприятия у вас намечены на ближайшее будущее?
– В текущем году мы запланировали ряд мероприятий по строительству, которые в настоящее время проходят согласование в Министерствах внутренних дел России и Южной Осетии. Власти Республики нам выделили территорию для этих целей. Скорее всего, уже в этом году мы проведем соответствующие мероприятия по согласованию, оградим территорию и приступим к строительству. Изначально эта территория была отведена под вертодром. Этот вопрос сейчас решается, и, вполне возможно, вертолетная площадка там тоже будет построена.
Хочу также отметить, что мы работам не только над профессиональными качествами наших сотрудников, но и над их духовным наполнением. Для этого в ближайшее время на общественных началах планируем начать строительство на территории Центра небольшой часовни.