В последние годы неотъемлемым свойством социально-политических и идеологических процессов в государствах Закавказья является продолжающееся медленное, но неуклонное усиление позиций экстремизма и терроризма. Различным субъектам политического процесса (государства, политических партий, групп интересов, индивидов) чаще приходится считаться с мнением крайне радикальных приверженцев тех или иных идей при осуществлении своей деятельности. Эти идеи продолжают активно внедряться в повседневную информационную повестку дня как с использованием социальных сетей (в большей степени), так и традиционных СМИ (в меньшей степени).
Происходит их инкорпорирование в национально-державническую мифологию этих государств.
При этом с тревогой отмечается нарастание влияния радикальных группировок, общественных организаций, политических партий или радикальных фракций внутри политических партий, что создает угрозу опасных идейно-политических изменений, чреватых насильственными действиями в государствах Закавказья или «Южного Кавказа», как они любят себя называть. Это преподносится как ответ на очень высокий уровень коррупции, который после распада единого союзного государства, изменения политического строя и господствующей идеологии ложится на плечи широких слоев населения все более и более тяжким бременем.
Радикалы предлагают избавиться от него простыми и радикальными мерами, однако, как показали итоги цветных революций в Грузии (в 2003 году), на Украине (в 2004 и 2014 годах) и, в особенности, в Кыргызстане (в 2005 и 2010 годах), революции не в состоянии решить те проблемы, которые сделали их возможными.
Обращаю внимание на такой общий момент, что после революций по западному сценарию, наоборот, вследствие резко выросшего антагонизма между общественно-политическими группами стали возможны убийства приверженцев тех или иных политических взглядов, которые ранее мирно уживались между собой.
Резкое нарастание политического экстремизма и антагонизма после цветных революций привели и к росту террористической активности со стороны победителей и в Грузии, и на Украине, и в Киргизии, что тоже влекло человеческие жертвы.
Общим последствием цветных революций является и то, что к власти приходили настолько радикальные силы, исповедующие экстремальные политические взгляды, что были не в состоянии продолжать мирный диалог с политическими оппонентами, они развязывали войны, не считаясь с жертвами (Грузия – Южная Осетия, Украина – Луганская и Донецкая Народные Республики, Киргизия – узбекское национальное меньшинство в Ошской области).
Таким образом, антагонизм, радикализация общественно-политических и религиозных (ГПЦ – Грузия, ПЦУ – Украина…) позиций, экстремизм и терроризм идут с Запада.
Насчет Армении пока рановато делать выводы. Если новое руководство Армении проанализирует причины провала реформ и роста радикализма в других постсоветских республиках, то есть шанс более успешного достижения заявленных целей. В Армении хорошие аналитики.
Вместе с тем, следует отметить, что на данном этапе слабо заметна эффективность усилий властей закавказских республик в борьбе против радикализации своих обществ, в укреплении принципов толерантности и взаимной терпимости к мнению представителей других политических точек зрения. Это касается как вопросов внутригосударственного устройства, так и взаимоотношений их стран с зарубежными государствами.
В итоге мы наблюдаем возникновение парадоксальной ситуации, когда именно избиратели подталкивают правительства к занятию все более и более непримиримых позиций во внешнеполитических вопросах, отсутствию политической гибкости даже перед лицом угрозы войны, от которых в первую очередь и в большей степени страдает именно мирное население, то есть сами же эти избиратели.
После устранения главной помехи в виде СССР Грузия и Азербайджан стали ареной активной деятельности зарубежных религиозных мусульманских проповедников различных религий вплоть до «Аум Синрикё», секты Муна, бахаистов, саентологов и так далее, ислама, в том числе воинствующего, прошедших обучение в исламских учебных заведениях Японии, Южной Кореи, Индии, США, Пакистана, Саудовской Аравии, Египта. Одной из причин быстрого распространения непривычных для данного региона религий и религиозных течений явилась материальная помощь со стороны ряда зарубежных доброхотов.
На современную общественно-политическую ситуацию в Закавказском регионе и динамику ее развития решающее влияние оказывает то, что Кавказ занимает выгодное геополитическое положение. Распад Советского Союза рассматривался некоторыми странами Запада и Востока как исторический шанс для распространения своего влияния на этот регион и, соответственно, ослабления в нем присутствия России. Лучший способ этого – дестабилизация обстановки, прежде всего, на Северном Кавказе, но в немалой степени и в Закавказье. Что касается соседних государств, слабость государственных институтов в Закавказье их вполне устраивает для расширения своей экспансии в Грузию и Азербайджан. Именно этим в первую очередь, а не гуманитарными соображениями объясняются щедрые инвестиции в благотворительность и некоторые отрасли экономики.
К сожалению, власти крупных закавказских государств не дают убедительного основания утверждать, что их заботит гармонизация человеческих отношений и отношений между различными группами населения в их обществах, будь то группы религиозные или политические.
Борьба против радикализма и терроризма их заботит ровно в той степени, в которой они могут угрожать их власти, их политическим интересам или экономическим интересам стоящих за ними финансовых групп. Создается впечатление, что они предпочитают не замечать, что современный терроризм и сопряженная с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм, а также сложившаяся на Западе система средств, форм и методов воздействия на сознание, нравственные устои и общественные отношения, делают сложной и взрывоопасной обстановку и в их странах, и в Закавказье в целом.
Таким образом, распространение экстремистской и террористической идеологии в Закавказье инспирировано Западом и используется им для дестабилизации обстановки и создания новых очагов напряженности. Это на руку Западу, который потом легко прибирает к рукам ослабленную междоусобицей добычу.