Полицейский пост - источник нестабильности и провокаций

вс, 03/11/2019 - 18:09
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

28 октября в Цхинвал, в республиканскую больницу, из Ленингорского района срочно была доставлена 70-летняя Марго Мартиашвили с диагнозом "инсульт". К сожалению, несмотря на все усилия врачей, спасти женщину не удалось. Родным и близким покойной соотечественницы выражаем наши соболезнования.

Реакция со стороны Грузии последовала немедленно. Грузинские СМИ а, особенно, политики утверждают, что трагического случая можно было избежать, если бы тяжелобольную Мартиашвили удалось своевременно транспортировать в медицинское учреждение в Тбилиси. Но, как известно, с 4 сентября пункты пересечения государственной границы РЮО с Грузией временно закрыты по решению руководства Южной Осетии - до вывода полицейского поста, установленного грузинской стороной в приграничной полосе близ села Уиста.

Правозащитники, СМИ и власти Грузии вряд ли обратили бы внимание на этот крайне печальный факт, если бы в больнице умерла любая цхинвальская бабушка, независимо от национальности, точно также лишенная возможности отправки в Тбилиси. Возможно, медицина у нас менее успешна, чем в Грузии, которой не помешали, как Южной Осетии, 20 лет экономической разрухи, вызванной перманентным состоянием войны с агрессивным соседом. Но, тем не менее, наши врачи делают все возможное для квалифицированного лечения пациентов, и если трагические случаи все же случаются, то это никак не связано с этнической принадлежностью больных или местом их жительства на территории Южной Осетии.

Жители Ленингорского района особенно остро воспринимают отсутствие доступа к грузинским медучреждениям, который до закрытия границы осуществлялся без проблем (за исключением карантина на время эпидемии гриппа H1N1 в Грузии). Пропуск на пересечение границы позволял просто подвозить тяжелобольного к пункту пересечения границы "Раздахан", где его уже ждал реанимобиль. А вот для того, чтобы пациента из любого другого района Южной Осетии транспортировать в тбилисскую клинику, необходимо соблюсти целый ряд процедур, включая рекомендацию консилиума врачей и договоренность с офисом "Красного Креста".

Сейчас этих возможностей лишены как ленингорцы, так и жители всех других районов республики. Действия грузинских силовиков, развернувших полицейский модуль у южноосетинского села Уиста, неизбежно должны были привести к опасным инцидентам, жертвами которых могли стать, в том числе, этнические грузины, проживающие в Южной Осетии. Но власти Грузии продолжают уверять и свое население, и международные организации в наилучших побуждениях и благородном назначении поста. Якобы вооруженные люди в форме расположились в двух шагах от домов местных жителей только с целью обеспечения безопасности населения приграничных сел, в основном - осетинского, благополучие которого никогда не волновало грузинские власти.

Простая логика подсказывает, что объект, от которого исходит угроза, не может обеспечивать безопасность, поэтому осетинская сторона поставила вопрос о немедленном и безусловном выводе незаконного поста с территории Южной Осетии. Не дождавшись адекватной реакции грузинской стороны, руководство Южной Осетии приняло ответное решение:

"В связи с нагнетанием официальным Тбилиси напряженности на ряде участков границы Грузии с Южной Осетией и вытекающим отсюда осложнением оперативной обстановки в приграничной зоне, в целях обеспечения безопасности населения РЮО временно приостанавливается функционирование мест пересечения югоосетино-грузинской Государственной границы (МПГГ) "Раздахан" и "Синагур".
Работу указанных МПГГ планируется возобновить после нормализации обстановки".

Через некоторое время жители Ленингорского района обратились к президенту Анатолию Бибилову с просьбой открыть "Раздахан", жалуясь на осложнение гуманитарной ситуации. Продукты питания в ленингорских магазинах, привозимые из России, гораздо дороже тех, которые доставляются из Грузии. Невысокие зарплаты приходится тратить весьма экономно, это особенно тяжело в семьях, где есть дети. Грузинские правозащитники усмотрели нарушение прав ленингорцев в том, что они не могут покупать товары из Грузии, т.е. из страны, с которой Южная Осетия все еще находится в состоянии войны, поскольку мирный договор не подписан.

Однако точно также продукты питания и все остальные товары завозятся из России на остальную территорию Южной Осетии, где зарплаты, кстати, не выше, чем в Ленингоре. К тому же, не секрет, что значительная часть жителей Ленингорского района получают еще по одной пенсии, а то и зарплате в Грузии. Но выхода из этой абсурдной ситуации невозможно добиться одним махом, поэтому руководством республики достаточно осторожно осуществляется комплекс мер по полной интеграции населения района, шаг за шагом, чтобы не обрывать узы родства, которые связывают практически всех ленингорцев с Грузией.

В заявлении КГБ РЮО подчеркивается, что мера по закрытию границы носит временный характер - до нормализации обстановки. А это уже зависит от готовности грузинских властей выполнить справедливое требование осетинской стороны, т.е. вывести незаконно выставленный полицейский пост в районе села Уиста.

Получается, что ленингорцам следовало писать письма не президенту Южной Осетии, а руководству Грузии, чтобы они сделали все от них зависящее, если их беспокоит положение жителей района, многие из которых имеют грузинское гражданство.

Руководитель СГБ Грузии Григол Лилуашвили в своем последнем интервью СМИ признался, что "оппоненты и гражданские активисты призывают власти развернуть оборонительные подразделения вдоль разделительной линии, которые с использованием силы предотвратили бы эту бордеризацию". Лилуашвили заявил о недопустимости таких мер, но не потому что это спровоцирует вооруженные столкновения сторон. Главу СГБ беспокоит, что: "Именно этого хочет враг - чтобы и по эту сторону разделительной линии были расположены вооруженные лица, которые вызвали бы ассоциацию существования псевдо-границы".
В Южной Осетии в меньшей степени интересуются тем, какие ассоциации вызывает у соседней страны государственная граница - обязательный атрибут любого независимого государства, в любом случае предполагается, что она должна быть четко обозначенной, обустроенной и хорошо охраняемой.

Поэтому вызывает удивление заявление миссии наблюдателей ЕС в Грузии в связи со смертью Марго Мартиашвили о том, что "жесткие ограничения на свободу передвижения для населения в долине Ахалгори приводят к таким трагическим случаям". Совсем недавно европейские наблюдатели могли стать жертвой провокации грузинских полицейских, направивших сотрудников МНЕС, якобы случайно, в направлении югоосетинской территории в расчете на неадекватную реакцию пограничников. Наблюдателям стоило бы, вместо претензий к осетинской стороне, связать эту провокацию с установлением полицейского поста в Уиста и сделать вывод, с чем на самом деле бывают связаны трагические случаи.

К этой провокации стоит вернуться еще раз, так как истинным авторам этого опасного замысла, конечно, хотелось бы скрыть свои уши за крикливой реакцией грузинских политиков и силовиков. Заявление о том, что сотрудники МНЕС были задержаны осетинскими пограничниками, Миссия наблюдателей сделала буквально накануне встречи сторон в рамках МПРИ в Эргнети. А уже в ходе самой встречи делегация МНЕС признала, что наблюдатели нарушили границу и оказались на территории Южной Осетии, они принесли глубокие извинения за это. Хотя при этом за скобками остался центральный пассаж заявления, которое сделала МНЕС 24 октября по горячим следам задержания своих наблюдателей: "на территории, которая традиционно рассматривается как территория, контролируемая Грузией".

Будем надеяться, что европейские наблюдатели хотя бы обратили внимание на противоречивость своих высказываний и все же извлекли урок из той опасной провокации, которая из-за "легкомыслия" грузинских полицейских могла перерасти в трагический случай. Последнее заявление МНЕС - от 31 октября - можно с натяжкой рассматривать как готовность европейских наблюдателей к конструктивному сотрудничеству. Миссия опровергла информацию, распространенную движением "Сила в единстве" о зафиксированной ими в районе села Атоци "некой группе лиц в масках и на лошадях", якобы в связи с чем в регион были вызваны наблюдатели ЕС.

"Миссия наблюдателей ЕС на рассвете 30 октября проводила недалеко от села Атоци запланированное патрулирование. Присутствие наблюдателей на местах не является ответом на какой-то конкретный инцидент, как утверждают некоторые источники. Миссия не обнаруживала каких-либо существенных изменений в присутствии на местах югоосетинских силовиков. Миссия оценивает ситуацию с безопасностью на этом конкретном участке административной границы как относительно стабильную в последнее время", - говорится в заявлении МНЕС.

Авторство:
Вадим Плиев для ИА "Рес"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest