Так уж повелось в Осетии, когда речь заходит о Сочи, все сразу же припоминают: а вот есть там Анатолий Маргиев – руководитель нашего землячества, предприниматель, меценат. Дальше следует поток добрых слов, которые проливают свет на жизнь настоящего патриота своей малой родины. Много раз мне рассказывали о нем, и вот наконец представилась возможность познакомиться с ним лично и задать все интересующие вопросы.
– Анатолий Дианозович, насколько мне известно, Вы – десятый ребенок в семье. Расскажите про ваши детские годы.
– Я родился и вырос в с. Тли. Мы жили в горах, жили в труднодоступном месте. Там поблизости еще четыре села, и во всех проживала наша фамилия Маргиевых. Семья была большая, дружная. В селе я окончил четыре класса, затем учился в Цхинвале. Потом поехал на учебу в Краснодарский край, там и остался жить.
– Не скучаете по дому?
– Связь с Родиной у каждого нормального осетина должна быть. Душевная связь. Я часто и в Осетии бываю, и в родном селе. В этом году мы сделали дорогу в Тли. Это известное место: для историков, археологов оно представляет большую ценность. Десятилетиями там велись раскопки Тлийского могильника. Наш известный осетинский археолог Баграт Техов собрал уникальную коллекцию бронзы. Эти артефакты доказывают, что наш народ издревле проживал в Южной Осетии. Кстати, я тоже участвовал в этих раскопках: на каникулах летом приезжал и там работал. Мне очень интересна история. Там и церковь была высоко в горах, но от нее остались лишь развалины. Мы планируем ее восстановить. Жаль, что села сейчас опустели.
– А как судьба привела Вас в Сочи?
– Это очень интересная была история. (Смеется.) Когда окончил школу, я должен был улететь в Алма-Ату, там два моих родственника учились и звали меня к себе. Я занимался спортом, был чемпионом Грузии по вольной борьбе, меня приглашали в сборную Казахстана, но решил все-таки получить образование. Поехал в Тбилиси, чтобы купить билет до Алма-Аты, но мне сказали, что билетов нет и ближайшее место, откуда можно было вылететь в этот город, – это Сочи. Я приехал туда на поезде. Было начало лета, мне там так понравилось! Я задержался в Сочи на одну неделю и за это время потратил все деньги, что были. Ближайший город, где я мог поступить, был Краснодар, там у меня друзья были. Так и оказался я в Кубанском сельхозинституте. У меня был легендарный декан – Герой Советского Союза, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Николай Редькин. Он ко мне относился как к своему сыну. Так и обращался ко мне: «сынок». Когда я окончил обучение, по распределению меня должны были направить либо на Сахалин, либо в Узбекистан. А я не хотел уезжать далеко от Осетии: родители уже старые были. Вот Николай Ефимович мне и сказал: «Сынок, что делать? Оставайся здесь в институте на факультете виноградарства». Полтора года я проработал младшим научным сотрудником. В 1976 году в Сочи проходил футбольный матч «Спартак» (Владикавказ) – «Динамо» (Киев). Я не мог такое пропустить, вновь приехал туда, встретил своего друга, который к тому времени стал директором совхоза. Он мне предложил работу. Так я окончательно переехал в Сочи.
– Осетин тогда много там было?
– Нет. Человек 25. В полюбившемся городе Анатолий Маргиев преодолел долгий тернистый путь, прежде чем добился успеха. Около года работал в совхозе простым рабочим, после стал заместителем директора. Был период, когда занимался семеноводством.
Однако вновь в его жизнь вмешался его величество случай: в уже далеком 1987 году он перешел на должность заведующего центральным рынком г. Сочи. Анатолию Дианозовичу предстоял огромный объем работы, чтобы модернизировать сложившиеся там торговые отношения. В апреле 1994 года рынок был приватизирован путем продажи с аукциона. С того момента он стал именоваться ЗАО «Маркет». Шаг за шагом предприниматель сумел модернизировать обветшалый рынок в современный торгово-деловой центр «Александрия», где были созданы оптимальные условия для удобства покупателей. Сегодня в бизнесе Анатолия Маргиева трудятся около 250 наших земляков.
– Трудный период был?
– Знаете, я вам скажу: в 1990-е годы я, наверное, один, кто там выжил в этом всем. Остальным – сейчас памятники в ряд. Это потому что я правильный выбор сделал: ни у кого ничего не отнимал и никому ничего не отдавал.
Работы всегда было невпроворот, однако, несмотря на нагрузки, Анатолий Маргиев всегда успевал заниматься и общественной деятельностью. Стоит едва коснуться темы сохранения осетинской культуры и традиций – глаза собеседника загораются, ведь именно ей он посвятил немало сил и времени. «Мы – потомки великих людей», – любит он повторять. В 2001 году Анатолию Маргиеву удалось собрать всех осетин от Туапсе до Адлера и официально зарегистрировать культурный центр «Алания».
– Анатолий Дианозович, как вообще пришла идея организовать землячество в Сочи?
– Еще в советские годы мы все стали потихоньку знакомиться. Число осетин, проживавших в Краснодарском крае, росло. Вот мы и начали их всех от Сухума до Туапсе собирать на ежегодное празднование Джеоргуыба. Тогда всего было около 150–170 человек. Основная волна переселенцев хлынула в Краснодарский край во время первого грузино-осетинского конфликта. Сейчас в нашем землячестве насчитывается до 3 тысяч человек. Все они активно работают, зарекомендовали себя с хорошей стороны. В 2011 году в честь десятилетия национально-культурной общественной организации «Алания» мы провели в Сочи Дни осетинской культуры. Тогда перед зрителями выступили знаменитые коллективы: Симфонический оркестр Санкт-Петербургского Мариинского театра, Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль танца «Алан», мужской хор О. Джанаевой, Государственный ансамбль песни и танца Республики Южная Осетия «Симд», хореографический ансамбль «Дети гор»… На церемонии открытия присутствовали и первые лица: президент Южной Осетии, глава г. Сочи, а также главы осетинских диаспор России и Европы. Мы смело можем гордиться – у нас одно из лучших землячеств в стране.
– Расскажите подробнее о деятельности культурного центра? – У нас организован хороший ансамбль. Футбольная команда любительская – по городу первое-второе места стабильно занимает. У меня в двух школах учится около 150 осетин. Стараемся помогать. Местным ветеранам каждый год устраиваем праздник, дарим подарки.
– Очень многим людям Вы оказываете поддержку – не только родственникам, но всем землякам, а также несете ответственность за многие социальные учреждения Сочи…
– Это наш долг, мы обязаны это делать. – У нас немало бизнесменов, которые придерживаются иной позиции: «Все только для себя». – Каждому свое. Я по-другому не могу. Есть у меня такая возможность – я инвестирую в людей: помогаю с получением образования, отправляю больных на лечение…
- Верите, что добро возвращается?
– Обязательно! И зло возвращается, и добро!
– А с неблагодарными людьми часто сталкиваетесь?
– Очень…
– Постоянный груз ответственности на Ваших плечах. А как Вы отдыхаете? Может быть, у Вас есть хобби?
– Какое у меня хобби? Наверное, спорт – любой. Бокс люблю, борьбу – это моя стихия!
– А Вы азартный человек?
– Только в спорте.
– Всегда думала, что в бизнесе тоже нужен азарт.
– Нет. Азартные люди становятся зависимыми от всего. Есть предприниматели, которые зацикливаются на заработках, сколачивают состояние, а потом не знают, что с ним делать. Они становятся рабами своих денег. Для меня же главное – быть полезным для общества, для своего народа.
– Какие черты в людях Вам наиболее неприятны?
– Больше всего ненавижу трусов. Это самые опасные люди. Первые предатели – это они. Трусость, жадность и зависть – большие пороки.
— Вы бы сейчас променяли Сочи на Владикавказ?
— Я бы с удовольствием! Все равно меня тянет сюда.
— А куда больше: на Север или на Юг?
— Для меня разницы нет. Нет ни Севера, ни Юга. Нет ни дигорцев, ни кударцев. Для меня все — осетины. Одинаковое отношение ко всем. Кто начал нас делить – спровоцировал серьезный разлад в осетинском обществе.
— Как оцениваете духовно-нравственное состояние нашего народа?
— Понимаете, в чем дело? В советское время Осетия была Осетией. Мы были культурным, научным, спортивным, медицинским центром всего Северного Кавказа и даже Юга России. А сегодня все эти позиции утрачены. Хотя, как и прежде, наша земля рождает ярких людей, которыми по праву гордимся! Коста Хетагуров, Исса Плиев, Хаджи-Умар Мамсуров, Вероника Дударова – какое наследие они нам оставили! Сегодня Осетия звучит на весь мир благодаря Валерию Гергиеву, Светлане Адырхаевой, Тугану Сохиеву, Станиславу Черчесову… список можно продолжать. Нашей республике очень важно вернуть все утраченные позиции.
— Какой выход из ситуации Вы видите?
— Прежде всего, надо экономически поднять Осетию. Ведь ни один осетин, уехавший из республики, обратно не возвращается. Поэтому, нужно создавать рабочие места. Это сложно. Все проблемы республики начались во времена Одинцова. Самое интересное, никто никогда не дает политическую оценку действиям руководителей нашей республики: какую пользу и какой вред они принесли нашему народу.
— Нынешнее руководство республики пытается вывести Осетию из кризиса.
— Да. Но я наблюдаю усилия одного человека, а против него немало людей, которые вносят разлад в нашем обществе. Я со всеми из них разговариваю, я призываю: «Объединяйтесь в один кулак, у каждого есть потенциал, каждый из вас стоит на ногах крепко». Сегодняшний руководитель очень многое делает, он — созидатель по натуре, но ему надо на кого-то опираться. А его оппозиция абсолютно деструктивна. Никто из них не думает о народе, о нашей нации. Я за конструктивную критику, но наблюдаю действия оппозиции, которая занимается критиканством. Эти люди готовы идти к власти любыми путями.
— В 90-е Осетия смогла сделать экономический рывок благодаря производству спирта. Как Вы думаете, какая ниша сегодня может стать альтернативой алкогольному производству? Где та самая золотая жила?
— Я, повторюсь, не делю Осетию на Юг и Север, но, слава Богу, что у нас есть государственность, и каждый осетин этим гордиться! Так вот: Осетия – это райский уголок. Здесь жить бедно даже стыдно. Сюда пойдут инвестиции, просто надо создавать почву. Государственность Южной Осетии позволяет создавать законы соответствующие. Там можно развивать всего три направления – туризм, сельское хозяйство и бальнеологию. Все! Больше ничего не надо. Вот возьмем, к примеру, Арабские Эмираты в пустыне. Сейчас у них доход от туризма 70%. С 1990 по 1996 год я там имел бизнес. Ежегодно российские челноки оставляли там до 9 млрд долларов. В Южной Осетии нет закона о собственности, закона о земле, закона о защите инвестиций. Вот Люксембург по территории как половина РЮО, но там проживают около 600 тысяч человек. А у нас и 50 тысяч на Юге нет. Что такое?! А почему бы землю не продавать? Допустим, продаем 20 соток. Согласно договору в пятилетний срок инвестор должен там построить отель, должен создать рабочие места со средней зарплатой в указанном размере. То есть продавать землю под программу. Если инвестор не справился — земля возвращается, деньги остаются в бюджете. Это мировая практика.
— Верите в проект «Мамисон»?
— Конечно! «Мамисон» должен быть — это наше спасение. Когда этот курорт откроется – никакой спирт нам больше не нужен.
— Анатолий Дианозович, расскажите о Ваших планах.
— Планов много. Мы недавно зарегистрировали региональный союз осетин. Сейчас наша организация работает по всему Краснодарскому краю. А так моя мечта в следующем году собрать в Сочи на форум всех представителей осетинских землячеств России и диаспор ближнего зарубежья, включая турков и венгров. Я это обязательно сделаю. Посидим, поговорим о нашем иудзинаде.
— Представители власти оказывают поддержку?
— Да! И Вячеслав Битаров, и Анатолий Бибилов очень поддерживают деятельность наших землячеств, готовы помогать в реализации любых проектов.
- Пожелаем Вам удачи во всех начинаниях.
- Спасибо!