Тридцать лет назад, весной 1989 года, в Тбилиси состоялась массовая манифестация за выход Грузии из состава СССР, на котором прозвучал призыв ввести в республику войска НАТО, чтобы помочь избавиться от "советской оккупации". С тех по, вот уже тридцать лет Грузия твердит, что она оккупирована. Сначала - Советским Союзом, а теперь - Россией. Это очень удобная позиция - легко манипулируя лишенной аналитического ума массой легко валить на большого северного соседа все свои преступления и продолжающееся ограбление родного народа.
Следя за грузинской политической повесткой дня - причем, как внешне-, так и внутриполитической, не может отделаться от мысли о затяжном кошмарном сне или бесконечном дне сурка. Как и тридцать лет назад, грузины призывают войска НАТО в свою страну, мечтают о вступлении Грузии в состав этого агрессивного военно-политического блока.
Поразительно, но у подавляющего большинства граждан Грузии до сих пор весьма фантастические представления о последствиях этого шага. Люди думают, что НАТО будет выплачивать Грузии большую сумму в долларах за аренду ее территории под военные базы, что приведет к существенному повышению уровня доходов рядовых граждан Грузии. Также ожидается, что НАТО начнет войну против России с целью изгнания российских войск из Южной Осетии, уничтожения ее населения и захвата ее территории, которая будет торжественно преподнесена Грузии.
Все 1990-е годы Шеварднадзе успешно водил за нос своих избирателей обещаниями скорого вступления в ЕС и НАТО. С 2004 года этим занялся свергший его Михаил Саакашвили, однако вступление так и не случилось. В коммюнике по итогам саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году было зафиксировано, что рано или поздно Тбилиси и Киев присоединятся к военному блоку. С тех пор такие заявления делались десятки раз. В марте этого года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал Грузии присоединение к блоку. Он подчеркнул, что республика является уникальным партнером для Североатлантического альянса, и объявил о продолжении совместной работы по подготовке страны к вступлению в НАТО.
Но время течет и меняются господствующие умонастроения как в международных делах, так и внутри отдельных стран. Не является исключением и Грузия. Если в период правления Саакашвили в результате опроса более 70% граждан Грузии высказались за вступление Грузии в НАТО, а в правящих кругах было крайне недопустимо высказывать даже тень сомнения, то в прошлом месяце уже вице-спикер грузинского парламента, одна из лидеров оппозиционной партии "Альянс патриотов Грузии" Ирма Инашвили заявила о недопустимости вступления страны в НАТО.
"Мы должны быть реалистами и защитить интересы нашей страны", - призвала она. "Эти интересы ни одна платформа так не защитит, как военный нейтралитет", - цитирует Инашвили Спутник - Грузия.
Так политик прокомментировала высказывание исполнительного секретаря правящей партии "Грузинская мечта - демократическая Грузия" депутата Ираклия Кобахидзе. Он ранее заявил, что создание коалиции с "Альянсом" после парламентских выборов 2020 года невозможно из-за отношения этой партии к вступлению Грузии в НАТО.
Хотя "Альянс" патриотов не очень крупная и влиятельная политическая партия в Грузии, всё-таки не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что она представлена в парламенте, и сам факт проникновения реалистического отношения к НАТО в парламент Грузии тоже является заслуживающим внимания.
Свое заявления Инашвили сделала 13 ноября. Днем раньше министр обороны Грузии Ираклий Гарибашвили заявил в интервью грузинской телекомпании "Имеди", что члены НАТО не могут прийти к единому решению о принятии в состав Альянса Грузии из-за противодействия Кремля.
"Мы должны исходить из реальности. Одно - это наше желание, а второе - пути его осуществления. Сегодня среди членов НАТО нет общего консенсуса в связи с членством Грузии, конечно же, в этом решающую роль играет российский фактор", - подчеркнул Гарибашвили.
Характерно, что и министр, и вице-спикер, отстаивая диаметрально противоположные точки зрения, одинаково призывают быть реалистами и исходить из реальности.
А реальность такова, что НАТО получает от Грузии всё, что ей надо на текущем историческом этапе, выжимая из Грузии все силы до последней капли, при этом ничего не давая взамен. Между Грузией и НАТО уже давно сформировались отношения управления и подчинения, причем в роди управляющего выступает отнюдь не Грузия. Грузия принимает участие во всех программах и военных кампаниях, которые ей приказывает НАТО. В частности, грузинские солдаты принимают участие и гибнут в агрессивной войне, которую НАТО ведет против народа свободолюбивого Афганистана.
В НАТО не принимают государства с территориальными проблемами. Хотя у Грузии нет территориальных проблем, она утверждает, что Россия, якобы, оккупировала Южную Осетию, и что это, якобы, является ее, Грузии, территориальной проблемой. НАТО тоже не прочь прибрать к рукам территорию Южной Осетии, и делает вид, что верит, однако пока опасается военной мощи России и ограничивается заявлениями. В сентябре 2019 года бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен предложил принять Грузию в альянс, без Абхазии и Южной Осетии. Однако затем дал указание подчиненным дезавуировать это предложение.
Так что надежда, что НАТО поможет Грузии оккупировать Южную Осетию и Абхазию, является беспочвенной, пока Россия, с помощью Божьей, крепко стоит на ногах.
Является беспочвенной надежда и на повышение жизненного уровня населения за счет мифической платы альянса за аренду земли под свои военные базы. Дело в том, что на самом деле бремя членства в НАТО несут сами страны-члены. Это и закупка новой военной техники у Соединенных Штатов, парк которой, к тому же, постоянно обновляется, и перевод своих армий на стандарты НАТО, и поддержание этих стандартов, и великое множество других незапланированных расходов. Несмотря на то, что львиную долю по содержанию НАТО несут США, расходы европейских стран-членов так велики, что многие уже с большим трудом справляются с этим ненужным бременем. Тем более, хрупкая экономика Грузии едва ли выдержит такой гигантский груз.
Еще одной приманкой апологеты вступления Грузии в НАТО используют появление новых рабочих мест для объектов натовской инфраструктуры. Но и эти обещания являются беспочвенными, так как и львиную долю продовольствия, и все необходимое солдаты НАТО получают из США и Европы, а не закупают в своих гостеприимных слаборазвитых странах базирования.
В любом случае, какие блага ни сулили грузинам сменяющие друг друга, как в театре марионеток, сторонники показавшей полный провал политики вступления в НАТО, потери гораздо сильнее. Они несопоставимы с полученной пользой. Да и о какой пользе идет речь?
Ради вступления в НАТО Грузия разорвала отношения с Южной Осетией и Абхазией, начала против них войны, которые проиграла. Грузия пошла на разрыв отношений и с Россией, в результате чего сотни крупных заводов и фабрик на территории Грузии прекратили свою работу, люди стали безработными, пополнили ряды челночников, уличной торговли и криминалитета, многие окончили свои дни в нищете, стали алкоголиками и наркоманами.
Такова горькая цена, которую народ Грузии заплатил и продолжает платить за призрачную мечту своих правителей вступить в НАТО. На пути к этой мечте Грузия потеряла связь с реальностью и потеряла реальность, в которой наслаждалась безбедной жизнью, где у каждого была работа по душе, достойная зарплата, а то и неплохой дополнительный приработок.
Потерян и смысл этого вступления. Зачем Грузии захватывать территорию Южной Осетии и Абхазии? Ради того, чтобы превратить их в такую же безжизненную пустыню, как Грузия, с диким разгулом преступности, с бандитами в форме и без, с неработающими заводами и фабриками, в лучшем случае превращенными в торгцентры, с заросшими бурьяном необрабатываемыми полями, из которой бегут люди?
Кому же надо вступление Грузии в НАТО? Однозначно не самой Грузии и не грузинскому народу.