Вернувшийся с южно-осетинского съезда (меньшевик) Рамишвили поделился своими впечатлениями.
27 мая утром вместе с тов. Гаглоевым, представителем Осетинского национального совета, я выехал на съезд представителей осетинского наро- да Закавказья.
В Гори мы устроили краткий обмен мнений с представителями местной организации…
Затем мы выехали в селение Джаву на место съезда. Ехали с нами и другие делегаты из Тифлиса… Ночевать пришлось в Цхинвале.
28-го утром мы выехали в Джаву. Ехать пришлось верст 30. Дорога проходит по самым красивым местам – по правому берегу р. Лиахвы. Природа богатая, роскошная, утопает в цветах. Невольно напрашивалось сравнение с красавицей Гурией, которую я объехал недавно. Какая разница во всем. Там народ встревожен, в непрерывном движении, вооружен, ищущий выход из тяжелого положения, и голодает. Здесь напротив, народ спокоен, доволен, не чувствует страха войны, даже не думает о ней и ее опасности…
Единственная трактуемая здесь тема – большевизм. Он ведет отчаянную агитацию…
По нашем приезде в Джаву тотчас открылся съезд.
Открыл его председатель Осетинского национального совета тов. Георгий Гаглоев.
На съезд явилось 72 делегата ( на 1 тысячу человек населения)
Первый день заседания (28 мая) был посвящен приветствиям и выбору президиума…
На другой день из Тифлиса явился лидер большевиков Филипп Махарадзе…
Выбор президиума вызвал крупное столкновение партий.
В начале съезда большевики чувствовали себя хозяевами положения и сочувствие большинства съезда было на их стороне. Поэтому в президиум не прошел ни один меньшевик.
Председателем был избран представитель партии эсеров А. Тибилов, а товарищами председателя 2 большевика.
В порядке дня стояли следующие вопросы: доклады с мест, текущий момент, проведение колесной дороги через (Кавказский) хребет, выборы членов национального совета, цхинвальские события, вопрос о лесах, национальный полк.
Из докладов с мест выделился доклад представителя Северо-Кавказского национального совета Зораева, назвавшего себя большевиком, который обрисовал истинное положение дел на Северном Кавказе.
Местные тифлисские большевики уверяли осетинский народ, что на севере у большевиков большие силы и великолепные порядки, и что они направляют войска против контрреволюционного Закавказья, в особенности меньшевиков.
Местные большевики даже посылали делегата со специальной комиссией чтобы ускорить поход большевиков на Тифлис, подбивали осетин принять участие в этом походе…
Доклад длился 1,5 часа при напряженном внимании слушателей.
Вопросы, задававшиеся после доклада, были разнообразны…
Затем инженером Р. Гаглоевым был представлен съезду доклад о проведении колесной дороги от Цхинвала до Зарамаг.
Основные положения доклада были приняты и тут же избран хозяйственно-дорожный комитет в составе: председателя В. Кочиева, строителя Р. Гаглоева, секретаря А. Джатиева, делопроизводителя Е. Цховребова и казначея И. Санакоева…
Национальный совет с первых же шагов своей деятельности натолкнулся на оппозицию в среде националистов, недовольных его составом .
Деятельность Национального совета вылилась преимущественно в форму культурной работы: агитации и пропаганды в деревнях, постановка на очередь вопроса о колесной дороге и пр.
После доклада председателя (Национального) совета последний сложил свои полномочия, предложив съезду наметить новый его состав.
Выборы протекали в бурной форме. Большевики вели усиленную агитацию среди делегатов и представили список из 30 лиц, куда вошли, главным образом… большевики и несколько эсеров, но не одного меньшевика…
Меньшевики представили список общий, куда вошли представители всех течений…
Тогда большевики принесли из «темной комнаты» (так называли комнату, где приехавшая из Тифлиса группа, во главе с Филиппом Махарадзе обсуждала во время занятий съезда все вставшие перед ним вопросы и давала директивы своим сторонникам, упорно оставаясь сама в тени) заявление и выступили с протестом…
Большевики заявили о своем нежелании работать в таком составе и своем уходе из совета.
В своем докладе я подчеркивал, что цхинвальские события не носят характера национального движения осетинского народа против грузинского, а были одной из ветвей большевистского течения в России у нас с целью насаждения «социализма» и что во главе этого движения стояли вернувшиеся с фронта солдаты – грузины и осетины, бывшие частью разоруженного раньше грузинского полка…
Газета «Борьба» 1918 г., № 86, 87.
1918 г. июня 6.
Из книги "Борьба трудящихся Юго-Осетии за советскую власть" (1917-1921). Документы и материалы. Составитель И.Н. Цховребов.