Рапорт начальника милиции Рокского поста Горно-Осетинского района Чабиева

чт, 05/03/2020 - 09:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Рапорт начальника милиции Рокского поста Горно-Осетинского района Чабиева Мате Горийскому уездному комиссару по поводу вооруженного выступления большевиков в селе Рук под руководством А. Джатиева.
В дополнении к рапорту моему от 30 октября с. г. за. № 109 и в ответ на телефонограмму вашу от 1-го ноября с. г. за № 3383 сообщаю по поводу вооруженного выступления большевиков в сел. Рока против власти в районе ниже следующее:
24-го октября с. г. я с частью своих милиционеров выехал по служебным делам из селения Рук... в селение Ванели. Около 10 часов утра 25 октября в селении Ванели спустилась из Верхней Кошки группа молодежи. На руках у них были красные повязки, кои они получили, по добытым мною сведениям, в доме жителя селения Кошки. У некоторых из молодежи шинели были через плечо, как у солдат в походной форме. От группы отделился некий Тото и предложил мне сдать „без скандала" оружие. Когда я с изумлением стал расспрашивать его о причинах и поводах его предложения, он мне рассказал, что 25-го октября во всех крупных городах Закавказья произойдет свержение власти и захват ее большевиками, что Верхнюю Кошку обошел Гаглоев, который приехал с этой вестью с плоскости и который понуждал жителей собраться и выступить против власти в районе, что мой пост вероятно уже обезоружен в Роках и пр. Я сказал, что оружие могу сдать только по приказу своего прямого начальства и никому другому живым его не сдам. В это время приехал из Рук самый беспокойный большевик Южной Осетии Джатиев Александр, который подъехал к упомянутой выше группе с неким оруженосцем своим Абаевым в синих очках, и оба стали обозревать свой фронт и держали к ним речь в таком приблизительно духе, что настал великий час свержения власти грузинских меньшевиков, что он, начальник фронта Южной Осетии, едет дальше на главный фронт, и чтобы они ждали приказании. Видя все это, я поспешил к другой части своих милиционеров в сел. Рук. На посту я милиционеров не нашел: они были уведены в плен в село Згубири. Я поспешил туда и нашел их запертыми в почтовом доме. К ним был приставлен караул. Они рассказали следующие обстоятельства своего ареста: ночью 24-го октября с. г. к ним в пост в Роках ворвалась неожиданно шайка. Так как они были в большом количестве, то им удалось обезоружить милиционеров. Винтовки и патроны были забраны, а сами милиционеры уведены в плен в село Згубири. Игравший роль начальника фронта Джатиев захватил лошадь и патроны одного из милиционеров и выехал на плоскость. В дальнейшем выяснилось, что к нему, Джатиеву, накануне приехал из селения Кошки некий молодой человек, бывший гимназист Гаглоев и привез какой-то секретный пакет. Шайка, напавшая на милиционеров, имела приказ от Джатиева арестовать и меня и держать в конюшне до особого его распоряжения. Но освобождении милиционеров я отправился по селениям узнать меру у частящих в этом нападении на власть в районе. Я разъяснил, что за перевалом от нас царствует Деникин, ведущий войну с большевиками, с другой стороны и грузинское правительств не терпит их и что поэтому самое лучшее для южных осетин не пускать к себе большевизм.
Мате Чабиев
1919 г. ноября 22.
ЦГАОР и СС Груз. ССР, ф. 11, д. 31 1 л. л. 177, 178. Копия.
Из книги "Борьба трудящихся Юго-Осетии за советскую власть" (1917-1921). Документы и материалы. Составитель И.Н. Цховребов.