Человек никогда не знает, как обернется его жизнь и какие сюрпризы от нее ждать. История жизни жителя Южной Осетии Дмитрия Дзигоева печальна с самого детства. Из одиннадцати детей в семье, выжил только он один, самый младший.
Дзигоев родился в селе Чедилет Знаурского района. Жил в бедной семье, в маленьком деревянном домике. Отец Дмитрия умер, когда ему было всего десять лет, они остались только на попечении матери.
"Мой старший брат, Шалико, погиб в Великой Отечественной войне. Его подорвали на танке. Отцу тяжелую весть долго не сообщали, догадывались, что он может не перенести его смерть. После случившегося, вернувшись с работы в колхозе, он прилег спать, и увидел сон, где Шалико просил у него кусок хлеба, мол, с голоду умираю. После этого отец ни разу больше не взял еды в рот. Говорил, что, если сын умирает с голоду, то почему он сам должен быть сыт. Долго папа так не продержался и вскоре умер…", - рассказывает Дзигоев.
Матери Дмитрия было сложно прокормить детей одной. В те годы, по его словам, был сильный голод, и из-за того, что их семье нечего было есть, дети начали болеть и умирать один за другим.
"Нас было четыре брата, все остальные - сестры, никого из них, кроме меня, в живых не осталось. Меня мама оставила на попечение дяди, а сама вскоре умерла. Тяжелые тогда были времена. Было невыносимо видеть, как один за другим умирают твои родные. Мне показалось, что тогда я окаменел, стал черствым, не было больше радости в жизни", - говорит он.
Как отмечает Дзигоев, дядя заставлял его день и ночь пасти скот.
"Я постоянно был на пастбище, дом практически не видел. Тогда тоже не было, что кушать, и я, вместе с еще несколькими такими же мальчишками, питались незрелой кукурузой, чтобы не умереть с голоду. Помимо этого, ели крапиву, а чтобы она не обжигала, хорошо мяли ее с солью. Мы выживали, как могли. Иногда свой скот ко мне приводил сосед Тадтаев, чтобы я и его выпас с остальным скотом. За это он мне давал кусок сыра и хлеб. В те дни я был особенно счастлив", - вспоминает свое детство Дмитрий.
Ему тяжело было с дядей, и он каждый день просыпался с мыслями уехать куда-нибудь, и такой шанс чуть позже ему выпал.
"Наш сосед Сергей Гагиев набирал людей на строительный факультет в соседнюю республику, и я тоже попросился с ними. Сначала он не хотел меня брать, я был младше остальных, потом ему сказали, что я трудолюбивый. Отучившись на строителя, я начал работать…", - рассказывает он.
Много приключений случалось с героем нашего рассказа в этом городе, которые он рассказывал с удовольствием и улыбкой на лице. Рассказал и то, как однажды, они с другом решили поехать в соседнее село, и, проспав пункт назначения, решили выпрыгнуть из движущегося вагона. Друга Дзигоева пронесло, а вот его - нет, рукав его куртки каким-то чудесным образом зацепился за колесо, и его потащило за ним.
"Я еле спасся, на ходу снял куртку, плечо было в ссадинах и кровоподтёках. Если бы не моя зимняя куртка, мне бы оторвало руку", - смеется он.
Эти годы он вспоминает с воодушевлением, говорит, что у него была работа и хоть какой-то заработок, которого хватало на неделю-две.
Дзигоева позже призвали служить в Польшу. Два с половиной года он провел в армии, а потом вернулся и начал работать уже в родном городе Цхинвале строителем.
С его участием в городе было построено много объектов, один из них - общежитие Государственного университета.
"Я любил свою работу и всю жизнь ей посвятил. 54 года был строителем и ни на день не пожалел, что выбрал именно эту профессию. Я и сейчас готов к работе, не люблю сидеть без дела", - отмечает он.
Дзигоев имеет награду - ветеран труда. Долгие годы он вместе с семьей, любящей супругой, двумя сыновьями и дочерью жил счастливо, пока не случилась страшная трагедия.
Его супруга, к сожалению, трагически погибла в августе 2008 года.
"Супруга вместе с соседскими женщинами решила прогуляться к озеру, у нас там дом неподалеку. В этот момент грузины начали обстреливать город тяжёлой артиллерией, и рядом с ними разорвался снаряд. Мою супругу отбросило в воду, ее нашли позже, мертвой… Мы с ней прожили душа в душу. Она всегда и во всем меня поддерживала, была для меня надеждой, опорой. Сейчас за мной присматривает моя дочь. Она все делает, чтобы скрасить мою старость", - рассказывает Дзигоев.
В тот злополучный день сгорел полностью и их дом со всем имуществом. Дмитрию пришлось все покупать заново, а с восстановлением жилья им помогло руководство.
Дзигоев, несмотря на трудное детство, проведенное в родном селе, хочет вернуться туда, в свой ветхий дом, чтобы провести старость там. Он говорит, что жизнь тогда была тяжелой, но у него остались теплые воспоминания о живых и любящих родителях. В памяти - теплые руки и доброе лицо матери, озорные и игривые сестра и братья.
Он отмечает, что намерен обратиться к руководству республики, чтобы ему оказали небольшую помощь в укреплении его жилья, и, если ему помогут, он будет безмерно рад, потому что видит это место цветущим садом.
Дзигоев уже запланировал, чем будет заниматься в деревне. В его планах - сделать винодельню, обрабатывать огород, и, что немаловажно, несмотря на преклонный возраст, он уверен в своих силах и с полным энтузиазмом готов заново возродить отчий дом.