Вечер в Национальном музее Южной Осетии посвятили геноциду осетин

вт, 28/07/2020 - 21:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В Национальном музее Южной Осетии к 100-летию геноцида осетин прошел вечер, организатором которого выступила учительница русского и осетинского языка и литературы, член союза писателей Осетии Майя Бекоева.

Открывая мероприятие, директор музея Мераб Зассеев отметил, что нет пути в будущее, если мы забудем свою историю.

«Сегодня встреча людей, которым небезразлична история и боль своего народа. Эта огромная незаживающая рана нашего народа. Нет пути впереди, если мы забудем свою историю. Кто если не мы, члены союза писателей, будет говорить об этом», - сказал Зассеев.

Воспоминаниями своего прадеда о геноциде осетин 1920 года рассказала Майя Бекоева.

«Мой прадед был храбрым человеком. Как-то раз, Горийский князь взял у него деньги в долг, но возвращать их обратно не собирался. Когда прадед в очередной раз приехал за долгом, а князь стал издеваться над ним, прадед его убил. Его арестовали, но он ни чуточку не жалел о содеянном, считал, что защитил честь осетина. Мой отец был еще подростком, в семье — еще его месячная сестра, и когда они были вынуждены бежать вместе с односельчанами, бабушку попросили оставить младенца, они боялись, что ребенок не перенесет дорогу. Бабушка твердо сказала, что не оставит ребенка, "пусть судьба распорядится по-своему", - сказала она. По воспоминаниям моего отца, по дороге умирало много детей. В горах стояли наши ребята, и видя беженцев, старались им помочь. Мои предки в Северной Осетии остались недолго, когда все утихло вернулись в родное село», - рассказала Майя.

Бекоева рассказала еще несколько историй о представителях своей фамилии, связанных с геноцидом.

Публицист Асиат Наниева, которая родом из Ленингорского района, говорила о том, что в 1920-м году в районе грузины не жгли села и не убивали людей, что говорит о том, что грузины заранее уже знали, что Ленингорский район будет принадлежать им.

«В 1920 году в Ленингорском районе меньшевики не сожгли ни одной деревни. Только в своих воспоминаниях мой супруг - поэт Герсан Кодалаев - описывает в своем произведении «Бур ныматджынта», как вооруженные меньшевики остановились у его села отдохнуть, своих лошадей они загнали в поле, засеянное кукурузой. Один из сельчан сделал им замечание, дескать нехорошо губить чужой урожай. Меньшевики промолчали, выгнали своих лошадей, но вслед за этим прозвучал взрыв. Когда все утихло, все увидели огромную дыру в святилище, которая в стене до сих пор. Этим они хотели сказать, что им нельзя возражать», - рассказала Асиат.

Наниева обратилась к своим коллегам, чтобы они старались писать о каждом случае, связанном с геноцидом осетин. Сама она выпустила книгу в двух экземплярах, основанную на реальных событиях.

Гость мероприятия - Алла Гагиева - прочитала одну из девяти глав поэмы «Саст хид» своей ныне покойной матери, учительницы осетинского языка и литературы Юзы Харебовой, посвященной геноциду осетин.

Как рассказала Алла Гагиева, ее мама никогда не писала стихи, но события 1991-1992 годов заставили ее взяться за перо.

«Наверное она в душе была большим патриотом. Поэтому и начала писать стихи. Я очень счастлива, что сегодня представилась возможность прочитать стихотворения моей мамы», - сказала она.

Стихи собственного сочинения о геноциде читали член Союза писателей Осетии Ольга Чехоева, сочинительница сказок, преподаватель ЮОГУ Бэлла Джигкаева, учительница математики Элла Парастаева и поэтесса Елена Туаева. Поэму Мераба Зассеева по произведению Арсена Коцоева «Саломи» о событиях геноцида 1920 года представил Роман Гобозов.

На вечере стихи и песни звучали и в исполнении выпускников 3 школы.

Ученица школы №3 Лена Котаева в столь юном возрасте посвятила стихи кровавым событиям вековой давности.

Завершил мероприятие Мераб Зассев стихами, которые написал за последнее время.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest