Первая группа из четырех человек - граждан Южной Осетии, оставшихся за ее пределами и переболевших коронавирусом, вернулась на родину.
По предварительной информации Министерства здравоохранения, группа должна была подъехать на Театральную площадь Цхинвала к трем часам дня. Журналисты собрались раньше намеченного времени. Прождали полтора часа. К представителям масс-медиа вышла замминистра Минздрава Агунда Плиева, поинтересовавшись: «Где они, прибывшие граждане?»
Журналисты ожидали, что первая группа граждан приедет в сопровождении сотрудников МВД, с мигалками, как это бывает, когда в республику доставляют товары первой необходимости. Оказалось, нет. Они спокойно, без всякой суеты и сопровождений смогли приехать в Южную Осетию. А встретиться с ними помогла уже Агунда Плиева.
Проблем в оформлении въездных документов нет
«Поехала во Владикавказ по делам, ко времени возвращения закрыли границу, и я осталась там на несколько месяцев. За этот период успела переболеть новым типом вируса. Перенесла болезнь легко, даже никакого общего недомогания не было. Единственное – потеряла обоняние», - сказала Зарина Кулумбегова.
Владимир Хасиев учится в Медакадемии Северной Осетии и параллельно работает по специальности в больнице. Родные проживают в Цхинвале, он приехал домой. Хасиев тоже подхватил вирус и успел переболеть. На наш вопрос, насколько переболевшие могут заразить людей, Владимир Хасиев ответил, что они на какой-то период неопасны.
«Если у переболевших, хоть и в легкой форме, есть антитела, они на сегодняшний день не опасны. Но через некоторое время антитела исчезнут, и тогда есть возможность заразиться второй раз», - отметил он.
Что касается процедуры приезда, то, как сообщила Зарина Кулумбегова, никаких проблем в подготовке необходимых документов нет. «Мы сдали необходимые анализы, и с результатами пришли в консульский отдел МИД РЮО во Владикавказе. В дипведомстве очень оперативно все подготовили, и в течение трех дней сообщили нам день отъезда и вручили разрешение на въезд. В Южную Осетию добирались на своем транспорте», - разъяснила Зарина.
Не совсем безопасны
Кардиохирург Северо-Кавказского многопрофильного медицинского центра министерства Здравоохранения и социального развития РФ Константин Гагиев работал с больными коронавирусом и заразился.
«Перенес вирус на ногах, практически никаких симптомов у меня не было. Будучи больным продолжал работать, так как другого выхода на тот момент не было. Все эти четыре месяца мы работали с тяжелыми и экстренными больными. Зачастую сталкивались с ситуацией, когда пациента госпитализировали по линии кардиологии, и после у него обнаруживался коронавирус», - говорит он.
По словам Гагиева, в Беслане оказывали необходимую профильную помощь и только после переводили в центр для лечения коронавируса. В целом ситуация в Северной Осетии стабилизировалась, количество больных становится с каждым днем все меньше и меньше.
«Уже сняли все карантинные мероприятия, и люди, наконец, вздохнули, передвигаются без каких-либо ограничений. Но надо помнить, что вирус никуда не исчезнет, он будет жить с нами, люди будут болеть коронавирусом. Сейчас лето, благодаря теплой погоде, и чуть снизился риск заражения, думаю, можно облегчить карантинные мероприятия», - пояснил врач - кардиолог.
Согласно мнению врачей, антитела могут быть не у всех переболевших. По словам Гагиева, анализы сдавать необходимо, чтобы выявить переболел человек или нет, и не болеет ли в данный момент.
«Мои анализы показали, что я переболел, и у меня в крови есть антитела. И как только власти Южной Осетии разрешили в упрощенном порядке въезд гражданам, переболевшим коронавирусом с условием сдачи нескольких анализов на антитела, я воспользовался этим и приехал проведать родных», - добавил врач.
Всемирная организация здравоохранения говорит, что можно заболеть коронавирусом и во второй, и в третий раз. Гагиев пояснил, что та категория людей, в крови которых есть антитела, менее опасна, но не совсем безопасна.
Долгая дорога домой
Анализы прибывшим обошлись примерно до 4 тысяч рублей. Это достаточно затратное мероприятие для тех, кто хочет вернуться целыми семьями.
«Я думаю, что можно было облегчить въезд и той категории, которая не болела и не болеет в данный момент коронавирусом, если есть подтвержденные результаты анализов. Люди сильно нервничают, многие оставили больных пожилых родных, и остались за пределами республики и из-за коронавируса не могут несколько месяцев попасть домой. Безусловно, это тяжело», - считает Гагиев.
Дорога из Владикавказа до Южной Осетии заняла более четырех часов, хотя обычно можно бывает доехать и за 2,5 часов. По словам Гагиева, они потратили столько времени из-за некоторых организационных вопросов.
"На каждом пункте пропуска нас останавливали, проверяли, и это нормально. Однако, у них не было списков граждан, возвращающихся на родину, и каждый раз они звонили в соответствующие органы, уточняли, еще раз проверяли и только после пропускали. А все это занимало достаточное количество времени. Я живу в Северной Осетии, работаю там же, но мои родители проживают в Цхинвале. Раньше я каждую субботу и воскресенье приезжал их проведать. Сейчас и задержался слишком долго, и очень переживал", - сказал Гагиев.