Крутится, вертится старая мельница: как житель села в Южной Осетии сделал мукомольный мини-завод

вт, 08/09/2020 - 11:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Почти тридцать лет назад житель села Хетагурово в Южной Осетии Эдуард Хубаев собрал из подручных запчастей электрическую мельницу. С тех пор услугами самодельного мукомольного мини-завода успешно пользуются не только местные крестьяне, но и жители многих других населенных пунктов.

По словам Хубаева, в конце 1992 года окончательно вышла из строя функционировавшая в его родном селе старая электромельница. В то послевоенное время республика испытывала серьезнейшие экономические проблемы. Жители сельских районов выживали главным образом за счет выращенного ими урожая. Муку для выпечки хлеба они получали от перемолки своей пшеницы и кукурузы. А фуражные сорта злаковых использовали для изготовления комбикормов скоту. Поэтому прекращение работы мельницы создало для многочисленных жителей Хетагурово значительные трудности. Перевозка зерновых в мельницы других отдаленных сел была связана со значительными дополнительными расходами и другими неудобствами.

«Желая выправить ситуацию, я решил собрать новую мельницу из тех запчастей, которые смог раздобыть. От старой мельницы была пригодна лишь металлическая рама. Все остальное нашел сам», — вспоминает Хубаев.

У одного знакомого он купил электрический мотор, у другого специальные ремни, позже достал и другие комплектующие. Зерно-приемник, а также устройства для регулировки объема поступающего в жернова сырья и грубости его помола Эдуард сконструировал и изготовил самостоятельно.

С особой гордостью мастер указывает на большие каменные жернова диаметром более метра. Их по заказу нашего собеседника специально привезли из Кутаиси.

Хетагуровский Кулибин изрядно потрудился, чтобы подогнать разные части друг к другу. Для этого нужно было делать тщательные замеры и расчеты, потом вести комплектующие на обработку в город к заводским токарям.

Больше всего хлопот было с жерновами. Они были тяжелые и мощности электромотора не хватило, чтобы вращать их с нужной частотой оборотов. Хубаеву пришлось с помощью зубила и болгарки равномерно сточить толстый пласт по всей площади верхнего жернова. Это было трудно, так как он из очень прочной каменной породы. Хубаев разметил его поверхность на множество равных долек, как делают при разрезке пирога. Потом выбрал одну из них и с помощью зубила и молотка начал выбивать из нее куски, затем взялся за соседний участок и т.д. На обработку каждой такой дольки иногда уходил целый день, Эдуард изрядно уставал, но другого выхода не было. Закончив работать зубилом, он выравнял поверхность мукомольного камня по всей площади с помощью болгарки. Таким образом, мастер сократил толщину жернова на семь сантиметров и соответственно его масса тоже уменьшилась до приемлемой величины.

Детище хетагуровского Кулибина известно далеко за пределами родного села

Когда мельница заработала, сюда стали приходить не только хетагуровцы, но и жители соседнего крупного села Тбет и т.д. Постепенно география клиентов мукомольного завода разрасталась.

«Сейчас ко мне привозят зерно на переработку из Знаурского района, а также из сел Дменис, Сатикар, Арцеу и т.д. Недавно из Дзау тоже привезли кукурузу. А ранее один мужчина даже из Квайса приехал и попросил перемолоть ему пшеницу, сказал, что в других местах на тот момент мельницы не работали», — уточняет наш собеседник.

По словам жителя села Дзагина Роберта Тотоева, он часто привозит к Хубаеву свою кукурузу. Вот и во время нашего визита к Эдуарду, Роберт приехал с двумя мешками в багажнике.

«Мельница хоть и самодельная, но качество помола бывает очень хорошим. Мука получается без комочков, выпекаем из нее дома вкуснейший хлеб», — отметил Тотоев.

Время от времени к нему приезжают и некоторые цхинвальцы, которые предпочитают хлеб домашней выпечки из местной муки. Они покупают пшеницу и кукурузу у сельчан и затем везут ее на переработку к Эдуарду.

Производственные мощности мельницы позволяют перерабатывать в день до трех тонн зерновых. Она сконструирована так, чтобы здесь мог работать один человек. Во время сборки своего «детища» хетагуровский Кулибин подбирал только простые составные части и комплектующие детали. В случае выхода из строя их можно легко отремонтировать или заменить на аналогичные. Поэтому с запчастями проблем не бывает.

Что касается жернов, то тех, которые сейчас используются, хватает, по словам мастера, пока на двести лет. Кроме того, к одной из стен прислонены еще два новых точно таких же запасных мукомольных камня, которые в свое время тоже привезли из Кутаиси.

«Так что жерновами я запасся в общей сложности на ближайшие четыреста лет. А там со временем может совершенно новые технологии появятся, люди начнут пользоваться принципиально другими устройствами и мельницы больше не будут востребованы», — улыбаясь, шутит Хубаев.

Стрелял из автомата и выучился на токаря
На наш вопрос, где он научился такому мастерству, Эдуард скромно отвечает, что во время службы в рядах Советской Армии в начале 1970 годов, он два года проработал на военном судоремонтном заводе в городе Лиепае (Латвия). Здесь, наряду с исполнением воинского долга, он также выучился на токаря. После демобилизации Хубаев вернулся в отчий дом и начал работать в строительной бригаде хетагуровского совхоза. Эдуард регулярно помогал колхозным механизаторам и знакомым с ремонтом сельхозтехники и различных агрегатов. Со временем набрался опыта и стал хорошо разбираться в устройстве и принципах работы различных двигателей и механизмов. С таким богатым багажом знаний ему не составило труда собрать и мельницу.

У дверей мукомольного мини-завода остановилась очередная машина с мешками пшеницы. Время нашей беседы с Хубаевым подошло к концу, отвлекать и далее его от работы мы не могли себе позволить.

Авторство:
Гугули Валиев, "Южная Осетия"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest