В Грузии в 1988 году как началось политическое бурление, так вот уже тридцать третий год не утихают страсти. Гражданам соседней страны не дают покоя грёзы о власти, выборы, перевороты, митинги, демонстрации, манифестации, взаимный мордобой с полицией.
Им не дают покоя мечты о новых войнах, но не таких в которых можно умереть, а таких, когда можно безнаказанно разрушать и сжигать целые города и села и убивать тысячи мирных жителей соседних народов. А если отнять у них эту возможность, то они приходят в страшную ярость и обращают свою неуёмную ненависть вовнутрь, разрушая и без того хлипкие основы своего государства.
Видимые институты демократии не работают автоматически, как законы природы, а работают только, когда на то есть политическая воля. Политической воли нет, и поэтому выборная демократия не приживается и в обозримом будущем не приживется в Грузии. Те, кто организует выборы, и те, кто борется за власть, всегда будут хотеть мошенничеством и махинациями получить больше, чем заслуживают, поэтому власть всегда будет принадлежать не тому, кого хочет народ, а тому, кто будет сильнее. Вот и прошедшие 31 октября 2020 года парламентские выборы не принесли Грузии внутреннего мира и согласия, сопровождаясь драками, митингами и скандалами. Оппозиция, разочарованная полученными голосами, отказалась занимать свои места в парламенте, требуя назначения новых парламентских выборов и освобождения политзаключенных. Со дня выборов уже пятый месяц на исходе, а взаимопонимание по данному вопросу до сих пор не достигнуто между властью и оппозицией. В этих условиях под видимым покровом благополучия не многим видны принципиально новые сигналы Грузии с Запада.
А ведь есть, о чем задуматься: под разговоры о суверенитете Грузия стремительно его утратила. Сугубо внутренний вопрос власти в Грузии стал предметом обсуждения внешних сил, которые не только позволяют себе грубо вмешиваться, но и диктовать тем или иным политическим силам и слоям грузинского общества, как себя вести, что уступить и на что соглашаться. При этом, разумеется, никого ни на Западе, и в самой Грузии не волнует, кто же все-таки реально победил на выборах, кому отдал свое доверие и свое предпочтение народ Грузии, уже давно ставший бессильным статистом в чужом сценарии.
18 апреля глава Евросовета Шарль Мишель предложил властям и оппозиции Грузии новый документ по выходу из политического кризиса. В воскресенье "Грузинская мечта" и оппозиция должны были провести встречу при участии послов ЕС и США, чтобы обсудить это предложение. Однако "Грузинская мечта" не явилась на эту встречу. Представитель главы Евросовета Кристиан Даниэльсон два раза безуспешно пытался поспособствовать переговорам.
Новый предложенный документ содержит пять пунктов. 1. Амнистия по всем участникам летних протестов 19-21 июня 2019 года и задержанным по политическим мотивам. Это означает, и освобождение лидера партии Саакашвили Ники Мелия, реакцию которого мы приведем чуть ниже. 2. Проведение избирательной реформы: будущие парламентские выборы должны быть полностью пропорциональными с порогом до 2%. 3. Повышение прозрачности и эффективности отбора судей, в законодательный орган должен быть представлен законопроект о назначениях в Верховный суд в соответствии с заключением Венецианской комиссии. 4. Депутатам от оппозиции разрешить занять должности председателей пяти комитетов. 5. Перечень условий проведения внеочередных парламентских выборов. В частности, досрочные парламентские выборы будут назначены в 2022 году, если "Грузинская мечта" наберет менее 43% голосов на выборах в местные органы власти в октябре 2021 года. Данное предложение ранее инициировала сама "Грузинская мечта".
Теперь приведем обещанную реакцию Ники Мелиа на предложение выпустить его из тюрьмы.
"Что получается - я не смирился с насилием, не подчинился беззаконию, и не закрыл глаза на несправедливость, чтобы потом для моей свободы кто-то или я заплатил выкуп, выдаваемый за залог. Для меня это неприемлемо!" - об этом пишет в соцсети находящийся в тюрьме председатель "Национального движения" Ника Мелия.
"Сначала мне определили заключение, а потом начали торговать моей свободой. Что будет результатом "свободы", полученной таким образом - помилованные совершившие насилие должностные лица и полицейские. И причем на том фоне, что политическая цель, необходимая для страны недостижима, и путь реального преодоления кризиса не проявляется.
Я не могу и не вступлю в эту сделку! Это моя неприступная позиция. "Мечта" очень хорошо знает, как закрывается дверь тюрьмы и также прекрасно может ее открыть", - заявляет Ника Мелия.
Далее рассмотрим, какова была реакция других политических деятелей Грузии.
Лидер партии "Гирчи - больше свободы" Зураб Джапаридзе заявил, что подпишет соглашение, предложенное главой Евросовета Шарлем Мишелем. По его мнению, во-первых, в документе изложены конкретные механизмы освобождения политических заключенных, во-вторых, он принял во внимание мнение стратегических партнеров, в третьих, Джапаридзе считает, что это дает шанс, того что следующие парламентские выборы пройдут "с низким порогом, что должно положить конец существующей поляризации и однопартийному правлению".
"Стратегия Агмашенебели", как ответственная оппозиционная партия, считает, что мы должны использовать окно возможностей, достигнутое общей борьбой, и подписать документ, предложенный нашими западными, беспристрастными и справедливыми медиаторами, который, несмотря на недостатки, обусловленные компромиссным характером, мы можем превратить в большую точку поворота, переломный момент больших изменений", - заявил лидер "Стратегии Агмашенебели" Георгий Вашадзе.
"Лело для Грузии" подпишет документ, составленный медиатором. Решение об этом принято на заседании политсовета партии.
По заявлению члена "Лело" Анны Нацвлишвили, партия принципиально разделяет содержание документа. "Лело" принципиально согласно с документом. В нем есть определенные вопросы, которые необходимо уточнить, и также важно, чтобы выполнение этих пунктов было под наблюдением медиаторов", - сказала Нацвлишвили.
Разумеется, "Грузинская мечта" заявила, что подпишет документ. Еще бы не подписать! Ведь этот документ вполне её устраивает. На радостях президент Грузии Саломе Зурабишвили даже выразила готовность помиловать Георгия Руруа, которого оппозиция называет политзаключенным, в том случае, если партии подпишут соглашение. Правящая партия "Грузинская мечта" заявила, что не займет критической позиции по этому пункту, но в то же время назвала это грубым примером политического вмешательства в правосудие.
Партия власти (!) вынуждена признать: "Мы принимаем во внимание существующую реальность и позицию наших партнеров, поэтому мы не будем излагать нашу критическую позицию по этому вопросу".
То есть положение в Грузии таково, что даже правящая партия не вольна четко и недвусмысленно высказать свою позицию. Так о какой же свободе слова можно говорить в отношении рядового гражданина, не обладающего таким финансовым и властным могуществом, как правящая партия?
Данный плохой детектив разворачивается не на страницах дешевой тонкой жёлтой книжонки, а в реальной жизни на политической арене Грузии. Хотя 9 апреля 2021 года исполнилось 30 лет со дня принятия Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, Грузия не только не приблизилась, но значительно отдалилась и продолжает отдаляться от реальной независимости. Ибо ни одно реально суверенное государство не идёт на разрушение своей экономики, на обрушение уровня жизни своего народа в угоду внешним силам.
И столь бесцеремонное внешнее вмешательство США и стран ЕС в такие сугубо внутренние вопросы, как система парламентских выборов, политическое устройство, правосудие и правоприменение - еще одно подтверждение иностранного диктата над Грузией, утратой ею своего суверенитета.