Сложнее всего смотреть на тяжелых больных и ощущать свою беспомощность в облегчении их страданий, – говорит медсестра отделения терапии Республиканского многопрофильного медицинского центра Южной Осетии Арина Пухаева.
Работать медсестрой для Арины не сложно. Она очень любит свою работу, и, наверное, именно поэтому задержалась на полвека в профессии медсестры. Арина очень мягкая и улыбчивая с каждым больным, она никогда не позволит себе, чтобы пациенты увидели ее в плохом расположении духа. «Больной не должен заметить, что у тебя проблемы, наша задача — находить подход к каждому пациенту, уметь говорить с ними, подбодрить, вселять надежду и уверенность на скорейшее выздоровление», – считает медсестра.
Может, кому-то кажется, что профессия медсестры не самая тяжелая. Но на самом деле, каждая из них несет ответственность за больного: вовремя сделать уколы, поставить капельницы, измерить температуру и сатурацию и т.д. «Заступая на смену, мы в первую очередь знакомимся с документами: узнаем количество больных, сколько из них тяжелых и лежачих, кто с температурой, низкой сатурацией, есть ли диабетики и т.д. Количество и состав пациентов меняется – одни выписываются, другие поступают. Медсестры должны знать своих пациентов в лицо», – рассказывает Арина.
После ознакомления они приступают к проведению процедур. По палатам и фамилиям больных готовят инъекции и капельницы, чтобы не запутаться и не ошибиться записывают фамилии больных на шприцах и бутылках для капельниц. Одна из медсестер проводит подготовительную работу, другая уже бегает по палатам и ставит капельницы. «Средства индивидуальной защиты не дают нам возможности работать и бегать быстро, как хотелось бы, к сожалению. Хотя за долгие месяцы работы в «красной зоне» человек наловчился, но все же СИЗы доставляют определенные неудобства и дискомфорт в проведении процедур. А пациенты с низкой сатурацией и большим поражением легких требуют постоянного внимания и особого ухода», – пояснила Пухаева.
Отступать некуда
Арина Пухаева работает медсестрой в отделении терапии 25 лет. Ей было легко трудиться в «красной зоне», большой стаж работы в профессии позволял ей без труда и паники быстро сориентироваться и помогать больным. Медсестры постоянно вплотную контактируют с ковид-больными. Несмотря на защитный костюм, страх заразиться остается всегда, ведь пациенты кашляют на медработников.
«В «красной зоне» я с первого дня, с октября прошлого года. Сделала небольшой перерыв, когда сама подхватила вирус и начала температурить. Но через месяц снова приступала к работе. Болезнь я перенесла в легкой форме. С декабря опять на страже здоровья пациентов», — отметила она.
– Что было сложнее всего в «красной зоне»?
– Конечно, работать в полном обмундировании было очень тяжело и непривычно. Изначально было намного сложнее работать в спецформе. Не могу сказать, что человек привыкает к этим неудобствам, просто другого выхода нет. Но все неудобства уходили на второй план, когда человек видел тяжелых больных и ощущал свою беспомощность рядом с ними. Это морально и психологически очень подавляло нас.
От перчаток у меня появилась аллергия, на пальцах рук образовались язвочки, сыпь и покраснения. У меня вообще от резины аллергия. Но отступать уже некуда. Если каждый медработник откажется идти в «красную зону» — кто будет помогать больным? Да и не имеем мы никакого морального права не выполнять свои профессиональные обязанности.
Добровольно в «красную зону»
Если проводить параллели с прошлым годом и сегодняшней ситуацией, то, как отмечает Арина Пухаева, на данном этапе работать легче. По ее словам, это во многом связано с уменьшением количества больных.
«В октябре эпидемиологическая ситуация была очень сложной, больных поступало много, картина менялась с каждым днем. Коридоры были переполнены. Тяжелых тоже было много. За жизнь каждого больного мы боролись до последнего. Работали в поте лица без воды, еды и т.д.», — вспоминает медсестра.
Когда мы общались с Ариной Пухаевой, она опять работала в «красной зоне», но параллельно продолжает трудиться и на своей должности, чередуя основную работу с работой в отделении терапии.
«В октябре в «красной зоне» работали по сменам – десять дней работаешь, десять отдыхаешь. Сейчас у нас другой график. Пошла в «красную зону» добровольно. Еще в прошлом году наш врач Ирма Цховребова спросила меня – пойду ли работать в «красную зону»? Это была даже не просьба, а простой вопрос. Я сразу дала положительный ответ и с тех пор продолжаю трудиться в «красной зоне» пока в детской больнице, а сейчас в инфекционной. Изначально и здесь работала только в дневную смену – с 9 часов утра до 21.00. Сейчас заступаю и в ночные смены», – рассказывает Пухаева.
По словам медсестры, в инфекционной больнице, где сегодня проходят лечение ковидбольные, количество пациентов меняется каждый день. Арина добавила, что две медсестры на данном этапе обслуживают более тридцати больных. «Стараемся успевать к каждому и своевременно проводить лечение, — говорит она. — Некоторые пациенты узнают нас даже в спецобмундировании, по голосу. А нам всегда приятно видеть улыбки пациентов. Конечно, бывают и капризные больные, да и другого выхода нет. Люди по-разному воспринимают коронавирус, многих охватывает паника, они становятся озлобленными. Но каждый медработник находит общий язык, ни разу у меня не было конфликтной ситуации. Наша задача – быть и психологом, и медсестрой, уметь спокойно выслушать каждого, успокоить, подбодрить. Бывают случаи, когда рядом с пациентом приходится проводить целые ночи, мерить температуру, сатурацию, выполнять предписания врача. Но мы никогда не ворчим и спокойно выполняем обязанности».
По словам Пухаевой, когда медработник приходит к больному, то всегда хочется чем-то помочь, вникнуть в его проблемы, поддержать его. «Ведь для нас пациенты – как родные люди и отношение к ним, как к близким людям. Общение с пациентами очень важно», – считает она.
Жить без ограничений
Арина, как и все работники «красной зоны» боялась заразить свою семью, соблюдала все меры безопасности. И она смогла их защитить от себя, но коронавирус оказался настолько коварным, что и домочадцы Арины заболели COVID-19. «К счастью они все переболели в легкой форме, и быстро пошли на поправку. К моей работе родные отнеслись с пониманием, хотя в первые месяцы было сложно и им. Хочется, чтобы эпидемиологическая ситуация нормализовалась, и время коронавируса скорее закончилось и люди смогли жить в привычных условиях, без страха и ограничений», – подчеркнула медсестра.
А пока вирус продолжает жить в мире, медработники борются за здоровье людей, для многих из них благополучие пациента – главная цель в работе.