14 июля, в День миротворца командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта c 2004 по 2008 год Марат Кулахметов, ныне чрезвычайный и полномочный посол РФ в Южной Осетии рассказал в интервью ИА «Рес» о событиях 30-летней давности, судьбоносном решении России, взявшей на себя роль миротворца, благодаря которому пришел хрупкий мир на землю Южной Осетии.
- Марат Минюрович, Вы являлись командующим Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта c 2004 по 2008 год. Насколько это было сложно поддерживать мир при создавшихся на тот период реалиях?
- Это был очень сложный период в нашей истории. На постсоветском пространстве в это время было несколько конфликтов: в Таджикистане, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии. Мировое сообщество, ООН и ОБСЕ всячески от этого дистанцировались, поэтому российской стороне пришлось взять на себя груз ответственности миротворца. Наша страна, сама находясь в сложном для себя положении как в экономическом, так и в политическом плане пошла на этот ответственный шаг, понимая, что крайне сложная ситуация затрагивает жизни людей нашей большой Родины – Советского Союза. Другого выхода просто не было.
У каждой из конфликтующих сторон были свои интересы и своя правда на происходящее. Поэтому не было ни одного дня, чтобы все происходило гладко и по плану.
То, что в течение 16 лет в зоне конфликта не было войны, я считаю самым большим достижением миротворческой операции. Отдельно стоят события лета 2004 года и августа 2008 года. Но это связано в первую очередь с именем руководителя Грузии того времени – Саакашвили.
- Оглядываясь в прошлое, и учитывая сегодняшний день, как Вы оцениваете политику международных структур, которые до сих пор не призвали Грузию к ответственности?
- Это позиция коллективного Запада. Он отрицает все положительное, что связано с Россией. Я могу только повторить слова нашего президента, Владимира Владимировича Путина: «У нас другого выбора и другого пути просто нет». Мир уже не будет таким, каким был вчера или позавчера. Запад не хочет идти ни на какие уступки, даже осознавая, что он не прав. Самое главное – то, что мы больше не можем доверять ему, отрицающему международное право. Нам не нужен порядок, на каких-то правилах установленный самим же Западом.
- С 2017 года вы находитесь в Южной Осетии уже в качестве чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Республике Южная Осетия. Сегодня перед Вами стоят уже другие задачи. Помогает ли Вам опыт миротворца на посту посла. Сложнее быть дипломатом или военным?
- Сегодня я нахожусь в республике в качестве посла России. Это дипломатическая работа. Вместе с тем, в ее рамках есть и вопросы, которые затрагивают и аспекты безопасности. Я участвую в этом процессе. Мой опыт на данном направлении мне помогает. Не могу сказать, что сложнее – быть военным или дипломатом. Все зависит от того, как человек относится к своим должностным обязанностям. Независимо от того, на какой участок работы поставлен, ты должен полностью отдавать себя делу. Другого просто не дано.
- Вы много лет посвятили Южной Осетии. Насколько Вы прониклись местным менталитетом? Что Республика значит для Вас?
- Я с Южной Осетией уже почти 10 лет. Она стала частью моей жизни.
- В Южной Осетии 14 июля отмечают 30-летие со дня ввода в республику Смешанных сил по поддержанию в зоне грузино-осетинского конфликта. Что бы Вы хотели сказать в этот день своим бывшим сослуживцам?
- Эти люди в непростых условиях выполняли миротворческую задачу. Они прошли серьезную школу. Я бы сказал, что миротворцы – это особенный контингент людей. Я перед ними всеми склоняю голову.