Эксклюзивное интервью с директором южноосетинского информагентства «Рес»
Мая Корнелиевна Харебова – заслуженный журналист Южной Осетии, директор государственного информагентства «Рес». В трагические для нашего братского народа дни она вместе со своими коллегами доносила правду об Августовской войне 2008 года. В беседе с корреспондентом газеты «Республика Абхазия» она рассказала о современной южноосетинской журналистике, о создании новостей и ответственности перед читателями. Наша собеседница имеет непосредственное отношение к Абхазии. Её мама после окончания химико-биологического факультета Юго-Осетинского пединститута (сейчас это университет) по распределению какое-то время работала в Абхазии, и где первый раз пошла в школу Мая Харебова.
Информагентство, возглавляемое ею, было создано при Министерстве информации и печати Южной Осетии 2 декабря 1995 года и является важной информационной составляющей общественной и политической жизни республики. Рес – это название горы, расположенной между двумя осетинскими республиками. Гора символизирует единство Осетии и стремление осетинского народа к воссоединению.
– Мая Корнелиевна, «Рес» сегодня – одно из ведущих СМИ Южной Осетии. В чем все-таки секрет успеха возглавляемого вами агентства?
– Многое, конечно, зависит от личности человека, его харизмы, деловых и человеческих качеств, но без хорошей и слаженной команды невозможно достичь успеха. Я горжусь своей командой. Они все – профессионалы своего дела, ответственно относящиеся к своей работе.
– Как давно вы в профессии?
– В этом году будет 25 лет с тех пор, как я впервые пришла работать в агентство «Рес». До этого у меня и в мыслях не было заниматься журналистикой. Я – филолог по образованию. На момент поступления в Юго-Осетинский государственный университет, у нас даже факультета журналистики не было. Мне хотелось изучать иностранные языки, поэтому думала поступать на факультет иностранных языков. Однако моя старшая сестра поступала туда, и я решила поступить на филологический факультет. Но мой путь оказался связанным именно с журналистикой. Меня принимали на работу два корифея: один – южноосетинской политики Станислав Кочиев, другой – южноосетинской журналистики Батрадз Харебов. Они помогли сделать мне этот важный и судьбоносный выбор. Пришла я в «Рес» обычным корреспондентом. Спустя годы, набравшись опыта, сама же стала руководителем агентства. После возглавила Госкомитет информации, связи и массовых коммуникаций Южной Осетии. В короткий промежуток времени уходила из агентства, потом вернулась. Возвращаться было нелегко. Однако понимание того, что я возвращаюсь в родной коллектив и чувство ответственности перед людьми, которые меня попросили вернуться, и коллегами, которых когда-то я принимала на работу и обучала профессии, помогли мне сделать этот важный выбор, и я снова возложила бразды правления на себя.
Кстати, 2007–2008 годы связаны с возрождением «Реса». На тот период министром информации и печати была Ирина Гаглоева. Тогда у информагентства появился свой сайт. Мы начали осваивать новые технологии, а в период Августовской войны 2008 года преодолевали информационную блокаду. В тот период колоссальную поддержку нам оказали коллеги из Интерфакса, ИТАР-ТАСС и РИА Новостей. Работа именно с Интерфаксом в качестве собкора в Южной Осетии ‒ это тоже огромный опыт в моем профессиональном становлении.
Сегодня «Рес» является ведущим республиканским СМИ, регулярно, динамично и последовательно распространяющим общественно-политическую информацию. Наши новости и комментарии, размещенные на сайте, используют в своих сообщениях все авторитетные СМИ ближнего и дальнего зарубежья.
Однако написать текст – это одно, формировать общественное мнение через текст – это совершенно другое. Сформировать общественное мнение сложнее намного. Тут важны профессионализм и ответственность руководителя и журналистов.
– В век информационных технологий перед СМИ стоят новые вызовы. Что в новых условиях изменилось в вашей работе?
– Чтобы сделать качественный контент, нужны условия – техническое обеспечение, вливание серьезных финансовых ресурсов, привлечение специалистов. Все, что бывает на любительском уровне, на энтузиазме рано или поздно начнет идти на спад. В любом деле необходим системный подход. Один человек не может и тексты писать, и соцсети продвигать. Нужно делегировать задачи. В крупных агентствах имеется множество отделов. Для полноценной работы у нас пока не созданы все условия. К сожалению, сегодня у агентства нет SMM-отдела, нет даже SMM-специалиста, поэтому заниматься продвижением агентства в соцсетях приходится мне и самим журналистам. У нас сегодня пять новостных журналистов. Считаю, что для нашего агентства такого количества журналистов достаточно, если они будут заниматься только новостями, что они оперативно и качественно делают. Можно, конечно, работать с SMM-специалистами на договорной основе, как мы по договору сотрудничаем с переводчиком, которая ведет англоязычную версию сайта нашего агентства.
– Есть осетинская версия сайта?
– У нас Sputnik-Южная Осетия ведет осетинскую версию сайта. У единственного государственного агентства республики пока, к сожалению, нет осетинской версии сайта. Я думаю, мы со временем к этому придем.
– Насколько агентство активно в соцсетях?
– Инстаграм и Фейсбук запрещены в России, но мы пока продолжаем в них вести свои страницы. Но, в основном вся информация у «Реса» выходит в Телеграм-канале. В Твиттере у нас была страница, но сейчас мы ее не ведем. Все это связано с отсутствием кадров.
– Кто делает контент для соцсетей?
– Чаще всего делают сами корреспонденты. Они присылают фотографии и видео с тех мероприятий, которые они освещают.
Я сама часто освещаю различные мероприятия, делаю контент в том числе и для соцсетей. Даже в простой ситуации стараюсь увидеть интересную новость, осветить ее, снять красивое видео и фото. Хочу, чтобы и молодые журналисты так же относились к своей работе. Но прежде им должно быть интересно и в профессии, и в работе. Это и от нас зависит. Мы должны заинтересовать их и хорошими зарплатами. Журналистика – это очень сложная и неблагодарная профессия. Она малооплачиваемая. Ее нужно любить. Если ты полюбил журналистику, то ты навсегда останешься в ней. Если она тебя тяготит, то нужно из нее уходить.
– Получается ли у агентства быть оперативным?
– При отсутствии финансовых ресурсов единственное, чем мы опережаем своих конкурентов – оперативностью.
– Опережаете даже Sputnik-Южная Осетия?
– Не хочу агентство Sputnik называть конкурентом. Это наш помощник и друг. Конкурировать с агентством, у которого серьезные финансовые вливания, кадровые ресурсы, даже неправильно. У меня маленький коллектив, однако он справляется с тем, чтобы оперативно доносить до общественности информацию. У нас, конечно, есть привилегии перед другими СМИ. Коллеги иногда из-за этого нас ревнуют, и не совсем с понимаем относятся к тому, что нам помогает власть, помогают пресс-службы. Они понимают, что «Рес» – это единственное государственное агентство в республике и что его необходимо поддерживать. Я как журналист понимаю, что должен быть одинаковый подход ко всем СМИ, но «Рес», как я уже отметила, единственное государственное информагентство, и его статус, безусловно, намного выше, поэтому к нему должно быть такое отношение.
Есть, конечно, анонимные Телеграмм-каналы, оперативно выдающие разного рода информацию, но я не считаю их конкурентами. Иногда они первыми подают какую-либо информацию, но зачастую выливают много грязи, дают много непроверенной информации, которую необходимо потом перепроверять.
Оперативность в нашем деле, конечно, важна. Это первая задача любого агентства. Хотя я как редактор считаю, что лучше на одну минуту опоздать и подать проверенную информацию, чем позволить себе выдать информацию, которая не будет соответствовать действительности. Тут необходимо выбирать. Нам нужна качественная информация или хайповая? Этим грешат Телеграм-каналы. Мы же несем ответственность за каждое слово.
– Проводили ли опросы среди населения Южной Осетии, чтобы понять, какой информации они больше доверяют – официальной или же неофициальной, выдаваемой подобными каналами?
– Мы понимаем, что к официальной информации доверия меньше. Я как журналист считаю, что если мы что-то не дописали, мы это сделали не для того, чтобы скрыть правду, – необходимо бывает ее доработать, узнать разные мнения, вернее, мнения всех сторон, на это уходит время, так как не все готовы к общению. Возможно, какие-то темы необходимо больше мониторить. Это, во-первых, связано с тем, что у нас мало журналистов, во-вторых, мы не специализируемся на аналитике. Мы все-таки новостное агентство. Аналитику больше пишут газеты.
– Каких у вас больше материалов, официальных или социальных?
– Агентство, учредителем которого является президент, безусловно, является участником всех его мероприятий, поэтому у нас много официоза. А так мы освещаем абсолютно все темы, касающиеся жизнедеятельности республики. Мы ведем обзор опубликованных за неделю материалов, смотрим, какие темы мы чаще всего освещали, какой теме мало уделили времени: социальной, экономике, туризму, культуре, спорту. На следующий день на планерке даю задания по тем темам, которые мы, возможно, не успели подать. Всегда стараемся соблюдать баланс.
– Есть ли у вас жанровое разнообразие?
– Новости, конечно, преобладают, так как мы – информационное агентство. Но у нас еженедельно бывает и аналитика. Мы для этого привлекаем специалистов, которые нам пишут такие материалы. Наши корреспонденты этим не занимаются. Из жанров еще присутствуют интервью, комментарии, репортажи, фото и видео материалы.
– Привлекаете ли вы студентов и выпускников журфака к работе в агентстве?
– Каждый год они приходят на практику, но в редакциях остаются единицы, студенты выбирают телевидение, это для них интереснее, конечно же бывают желающие работать и у нас, стараюсь их не отпускать, но большинство уходят из профессии.
– С чем это связано?
– Думаю, связано это с финансовой составляющей. Сегодняшняя молодёжь хочет быстро зарабатывать большие деньги. Я их не осуждаю – это их выбор. Возможно, это правильный подход. Но они не понимают одной очень важной вещи. И в нашей профессии можно зарабатывать, если стать хорошим журналистом, настоящим профессионалом. Сначала ты работаешь на профессию, потом профессия работает на тебя. Поэтому я всегда говорю новичкам: начните работать. Профессионалами не становятся с первого дня. К этому необходимо идти постепенно.
– Каково материально-техническое оснащение агентства?
– С этим у нас неплохо. У нас хорошая оргтехника. Правда, есть проблема с профессиональной фотовидеокамерой. Думаю, есть понимание руководства и эта проблема тоже скоро решится.
В дополнение к сказанному: наш технический редактор готовит сейчас новый сайт агентства. Будем его менять полностью.
– Нейросети используете в работе? И как в целом относитесь к ним?
– Можно сказать, что нейросети будут продолжать развиваться и влиять на нашу жизнь в будущем, и мы должны быть к этому готовы. Меня как редактора это привлекает. Они в будущем частично могут заменить корректоров, журналистов, технический персонал. С одной стороны – это, конечно, плохо, так как никакая нейросеть не напишет живой материал, как это сделает журналист, не отредактирует и не откорректирует текст, как это сделают редактор и корректор. С другой стороны, они смогут помочь журналистам собирать и анализировать огромные объемы информации из различных источников, выполнять техническую часть работы. Главное, правильно их использовать в работе.
– Если какая-то новость появится вечером, вы ее оперативно освещаете?
– Да, так как мы работаем 24 часа в сутки. Я, не думая, сразу еду на это мероприятие, сама же пишу текст и выкладываю. Иногда вызываю корреспондента. Сначала эту новость выкладываем в Телеграм-канале, на следующий день даем подробную версию события на сайте. Сайты сегодня мало кто читает. Мы постоянно мониторим и сайт, и Телеграм-канал, и понимаем, что читатели Телеграм-канала и читатели сайта – это разные люди. Есть, конечно, и те, кто читает и сайт, и Телеграм-канал, но таких людей уже мало.
– Мая Корнелиевна, какое-то время я была собкором газеты «Южная Осетия» в Абхазии. Это был интересный опыт работы для меня. Планируете ли вы наладить сотрудничество с абхазскими коллегами, если да – в каком формате?
– Мне очень приятно, что наши коллеги, друзья и братья из Абхазии приехали в Южную Осетию. Даже в коротких промежутках общения с вами у нас уже появились различные идеи для дальнейшего сотрудничества. С первого дня, как я являюсь руководителем «Рес», вынашиваю идею сотрудничества с агентством «Апсныпресс». Теперь у вас медиахолдинг. Мы тоже сейчас идем по пути создания холдинга. Поэтому ваш опыт будет для нас полезным. Нам необходимо чаще общаться, ездить друг к другу, встречаться на журналистских форумах и образовательных курсах.
Я думаю, ваш приезд станет отличным стартом для нашего сотрудничества, которое сделает наши ленты на сайте и соцсетях более привлекательными и более интересными для читателей.