Республика Южная Осетия, провозглашённая 20 сентября 1990 года, является феноменом не только политическим, но и историческим. Её появление, существование и развитие нельзя понять, используя лишь понятия политологии.
Дело в том, что Южная Осетия в исторической ретроспективе, при всей разобщённости её осетинского населения по горным и предгорным обществам, тем не менее всегда сохраняла хотя бы минимально необходимое единство при события большого, общенационального значения. Иными словами, после распада Аланского государства асы-осетины сумели удержать «ген государственности» в свёрнутом виде, на уровне протогосударственных структур, проявляя это качество в случае общей надобности.
Чтобы не слишком углубляться в историю, приведём в качестве примера вооружённую борьбу за независимость южных осетин с грузинскими феодалами-тавадами, поддерживаемыми русскими экспедиционными силами. Первая карательная экспедиция царских войск в Южную Осетию, как известно, состоялась в 1802 г.; затем последовали восстания горцев-крестьян, сопровождавшиеся очередными карательными экспедициями, в 1804, 1807 – 1808, 1809, 1810, 1812 – 1813, 1817, 1820 – 1821, 1830, 1836, 1838, 1839 – 1840, 1841 – 1842, 1848, 1850 гг. Лишь в 1852 г. крестьяне Южной Осетии добились от царской власти перевода в разряд казённых . Таким образом, южные осетины пятьдесят лет вели практически непрерывную освободительную войну с грузинской политической верхушкой, хорошо сознавая суть происходящего. Важно отметить, что осетины вели не только вооружённую борьбу с грузинской политико-административной верхушкой, но и активно противостояли ей на уровне судебной борьбы, что особо отмечалось исследователем вопроса М. Блиевым: «Стоило обратить внимание и на другое – на довольно высокий уровень политико-судебной борьбы, с которой югоосетинское население отстаивало свою свободу и независимость. Эта борьба, уникальная по своей политической культуре для Кавказа, где острые социальные и этнические конфликты, как правило, решались насильственными методами, была продолжена и после (…)» .
Именно эта национальная борьба южных осетин предопределила решение главнокомандующего и наместника Кавказа А. И. Барятинского, который в 1859 г. вывел из состава Осетинского округа Нарский участок, а также вывел из Горского округа юго-восточную часть Осетии и в качестве Осетинского участка передал в Осетинский округ Горийского уезда. Таким образом, за исключением небольшой территории на юго-западе, входившей в Рачинский уезд, Южная Осетия административно консолидировалась, представив собой некий прообраз сегодняшней нашей Республики.
Следующий подобный шаг был сделан, как известно, в 1922 году образованием Юго-Осетинской автономной области. Эта форма политического бытия южных осетин тоже была получена после кровопролитного столкновения с грузинским нацизмом в 1918 – 1920 гг. Геноцид 20-го года жив в памяти народа. Южная Осетия как этнотерриториальная родина южных осетин была уничтожена, и её восстановление, а затем и институирование в виде автономии было не заслугой грузинских большевиков во главе с главным провокатором югоосетинского побоища Г. Орджоникидзе, а заслугой политики ЦК РКП(б), где национальными вопросами занимался И. Сталин. Здесь надо знать, что первоначальным требованием южных осетин, неоднократно политически заявленным, было требование республики в составе России; однако Южная Осетия нужна была Москве в составе большевизированной Грузии как «якорь», удерживающий ГССР в составе строящегося великого коммунистического государства. Поэтому Южная Осетия была введена в состав Грузии, причём в ходе закулисной борьбы группа грузинских большевиков в центральных органах власти СССР добилась того, что, в отличие об Абхазии и Аджарии, Южной Осетии дали статус автономной области.
В. Д. Цховребов в своей монографии «Из истории Юго-Осетинской организации КП Грузии (1917 – 1925 гг.)» цитирует постановление в первом пункте как о признании необходимым образовать автономную область Юго-Осетию, делая ссылку на сборник «Борьба трудящихся Юго-Осетии за Советскую власть, 1917 – 1921 гг. Документы и материалы» (с. 221). Действительно, там говорится о создании автономной области, и даётся ссылка на ЦГАОР и СС ГССР, ф. 437 (128), д. 27, лл. 164 – 169 (подлинник).
Мы ссылаемся на статью Левана Тоидзе (на то время главный научный сотрудник Института демократического созидания и политологии Парламента Республики Грузия, доктор исторических наук, профессор) «Образование осетинской автономии в Грузии», опубликованную в сборнике «Осетинский вопрос» : Л. Тоидзе указывает свой источник – Центральный Государственный архив новейшей истории Грузии (ЦГАНИГ), ф. 281, оп. 2, д. 3, л. 164. И это тот случай, когда мы больше доверяем грузинскому историку, так как цитировавшиеся осетинские издания, очевидно, искажены по приказу партийной цензуры. Показательно, что ряд лет в Юго-Осетинской автономии, тем не менее, действовали республиканские органы власти (ЦИК, наркоматы и т. п.).
Из Южной Осетии был изъят Кобийско-Трусовский район, где осетины веками проживали компактно и нераздельно со своими соплеменниками в Туалии (Двалети грузинских летописцев), о чём в советское время и они сами, и в Южной Осетии всегда помнили. После распада СССР этот факт был предан огласке. Исследователи этой проблемы Ю. Н. Лалиева и И. Н. Цховребов подчёркивают: «На самом деле (…) грузины втихаря прибрали к рукам целый осетинский район, северную часть которого, начиная от села Коб до водораздельного хребта, присоединили к Казбекскому району, а южную часть от Крестового перевала до юго-восточной границы Ленингорского района включили в Душетский район» .
В 1925 г. руководством обеих осетинских национально-государственных образований на Юге и на Севере была предпринята попытки объединения в единую республику. И. Сталин положительно отнёсся к этой инициативе, встречался с осетинскими лидерами по данному вопросу, но усилиями А. Микояна и Г. Орджоникидзе вопрос завис и был в итоге провален: А. Микоян возражал против вхождения объединённой Осетии в состав Грузии, а Г. Орджоникидзе столь же категорично был против вхождения объединённой Осетии в состав России.
Наконец, в 1990 г. состоялось провозглашение Республики Южная Осетия, а в 1992 г. был принят Акт о её государственной независимости. И на этот раз это политико-правовое и историческое событие не обошлось без массового кровопролития – за тем лишь отличием, что уничтожить Южную Осетию не удалось, хотя около трети её территории находится под грузинским контролем.
Нам приходилось подчёркивать то обстоятельство, что провозглашение Республики многими понималось как проявление личной политической инициативы Т. Кулумбегова, чуть ли не как волюнтаристский шаг, к тому же якобы обостривший и без того напряжённую тогдашнюю ситуацию в грузино-осетинских отношениях. С сожалением отмечу, что и в последние годы иной раз от осетин за пределами РЮО приходится слышать высказывания о некоей несерьёзности нашей Республики. И не понять бывает, чего тут больше: элементарной неосведомленности от недостатка образования (незнания своей истории), или, что называется, до боли знакомой нашей внутриосетинской зависти друг к другу?
Между тем даже приведённое эскизное рассмотрение основных историко-политических вех развития Южной Осетии вполне достаточно для того, чтобы раз и навсегда понять: Республика южных осетин есть закономерный этап политического развития южной ветви осетинского народа, отражая её относительно самостоятельное восхождение по ступеням политического развития и приобретённое ускорение этого развития в силу сложившихся (во многом трагичных) обстоятельств.
Действительно, сегодня южные осетины волей истории оказались в политическом авангарде общенационального движения. Мы ведь не так уж и рвались на эту почётную и ответственную позицию, да и цену за это заплатили поистине тяжелейшую. Сия констатация, видимо, одна из тех, которые так или иначе, открыто или неявно, но должна иметь место на предстоящем съезде Стыр Ныхас. Разномнения могут быть по календарной дате провозглашения Республики – может быть, целесообразно было бы принятие этого решение полугодом раньше и полугодом позже, но то, что Южная Осетия ходом своего исторического развития поднялась до уровня Республики, сомнению не подлежит . Если бы мы имели дело с грузинским государством европейского типа, с развитыми демократическими механизмами гражданского волеизъявления, то достижение республиканского уровня потребовало бы большего времени, но зато могло бы обойтись без кровопролития. Однако в наличии в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века имелось грузинское государство жёстко авторитарного типа с крайне националистической идеологией и ясно выраженной политической целью создания унитарного мононационального государства (что сегодня и делается, но без Абхазии и Южной Осетии).
За продвижение к признанию южные осетины продолжают платить своими жизнями. С регулярностью часового механизма грузинские силовые структуры убивают осетин, и по подсчётам югоосетинской стороны в конфликте, с августа 2004 года убито свыше сорока мужчин, в основном молодых. Каждые 35 – 40 дней – очередная смерть. То есть не проходит сорока дней после очередного убийства, как вновь кого-то приходится хоронить. Совершенно очевидно, что ситуация в грузино-осетинском конфликте тем самым загоняется в безысходный тупик, чего не могут не понимать все участники политического процесса вокруг РЮО.
В РЮО не осталось не отмеченным то обстоятельство, что вся эта серия убийств граждан России, по сути дела, игнорируется государственными структурами России. В Госкомитете информации и печати РЮО обратили наше внимание на передачу по «Эху Москвы», где её ведущая Светлана Сорокина вскользь назвала российских граждан, проживающих на территории самоопределившейся Республики Южная Осетия, «псевдогражданами». Так что же, это демонстрация осведомленности телеведущей о настроениях в МИДе России? Думается, что требование о немедленном прекращении убийств в обязательном порядке должно быть вынесено на съезде Стыр Ныхас.
Вместе с тем надо подчеркнуть, что угроза силой или применение силы грузинской стороной в конфликте не является для судеб РЮО фатально опасным. Гораздо опаснее сейчас «параллельное правительство» Д. Санакоева, так как оно несёт нам в первую очередь не военную угрозу, а угрозу морального разложения, переманивания на свою сторону за большие деньги и другие блага тех осетин, у которых слабо развито национальное самосознание, чувство собственного достоинства. На пути подобного предательства должен быть поставлен надёжный заслон.
Предательство известных лиц оказало весьма ощутимое негативное влияние на общественную психологию, вызвав гнев в народе. По мнению наших сограждан, одна лишь мера общественного осуждения (хъоды) в тех условиях, в которых сейчас находится Республика, оказалась недостаточной. В ходе бесед с нашими согражданами, самых разных возрастов и профессий, мы убедились, что у людей сложилось твёрдое мнение о том, что надо принять все возможные меры для того, чтобы в дальнейшем исключить возможность новых предательств. В этой связи съезд Стыр Ныхас мог бы выступить с инициативой принятия на уровне президентского указа (либо даже закона) специального «акта о предупреждении предательства» («об исключении изменничества»).
Содержанием этого акта, оформленного в виде указа (или закона), могли бы стать следующие нормы:
1) впредь семьи лиц, изменивших родине, будут в течение трёх суток выселяться из Республики без права на возвращение, с конфискацией недвижимого имущества семьи;
2) это наказание может быть отменено лишь в случае публичного раскаяния преступников и их прощения (помилования либо иной предусмотренной законом процедуры), либо отбытия ими установленного законом срока лишения свободы за измену родине;
3) указанная в п.1 норма принимается в качестве временной и вынужденной на период до окончательного урегулирования политико-правовой ситуации вокруг Республики Южная Осетия.
В истории грузино-осетинских взаимоотношений, во время их обострений и конфликтов, с осетинской стороны имелись известные факты предательства. В двадцатом веке такое имело место во время борьбы 1917 – 1920 гг., когда на грузинской стороне выступали К. Казишвили, А. Кониев, А. Лохов и др. Народ в то время покарал изменников – К. Казишвили был убит во время боёв за Цхинвал в 1918 г., А. Лохов – арестован и казнён бойцами Юго-Осетинской бригады, наступавшей в 1921 г. на меньшевистскую Грузию и отвоёвывавшей свою сожжённую родину Южную Осетию; другие, менее значимые предатели, также получили своё от ревтрибуналов, а затем и Чрезвычайных Комиссий. Так же было и в 1937 году, когда по приказу из Тбилиси изменники-осетины уничтожали лучших сыновей своего народа, стараясь при этом не только истребить их физически, но и оклеветать их имена или стереть их из памяти народа. Но и эти негодяи почти все были уничтожены либо отправлены в сталинские лагеря в ходе последовавших чисток самих органов НКВД.
Вопрос стоит так: научит ли нас наша же история чему-либо, сделаем ли мы должные выводы из прошлых трагических событий, или же и сейчас, в ходе текущего грузино-осетинского конфликта, как и раньше, будем терять лучших представителей народа от рук наших же предателей?
Из нашей истории следует извлечь ещё один непреложный урок: необходимо строго и зорко следить за чистотой нашей публичной, в первую очередь политической, национальной жизни. С горечью мы вынуждены констатировать, исходя при этом и из личного опыта, что все эти годы нашей борьбы за право самим решать свою судьбу внутри осетинского общества находятся люди, не гнушающиеся клеветой на лиц, несущих реальный и тяжёлый груз государственной, политической, нравственной ответственности. Клевета угрожает стать подлинным проклятием нашей национальной жизни. Как могли, и как можем мы допускать и мириться с тем, что наших законно избранных президентов позволяют именовать «царьками, восседающими на резных деревянных тронах», или же «кудар-баши» и прочими уничижительными эпитетами и характеристиками? Лица, позволяющие себе такое, должны быть наказуемы, невзирая на регалии и заслуги! Требование положить предел позорной клеветнической деятельности и призвать к ответу клеветников должно прозвучать на съезде Стыр Ныхас, так как все мы, начиная от президента и заканчивая рядовыми гражданами, обязаны быть защищены от опорочивания своего имени как общественными организациями, претендующими на выражение народного мнения, так и соответствующими государственными службами.
Предложенные меры, по нашему мнению, могли бы существенно оздоровить общественно-политический процесс в РЮО (как, впрочем, и в РСО-А); однако меры подобного рода направлены на сокращение негатива в жизни общества, в то время как всё же главное значение всегда должно придаваться утверждению позитива. Возьмём на себя смелость предложить одну из таких мер.
В Юго-Осетинском научно-исследовательском институте работает Владимир Дмитриевич Ванеев. В 1949 – 1952 гг. он возглавлял подпольную молодёжную группу «Рæстдзинад» («Справедливость»), выступившую в защиту югоосетинских национальных интересов против тогдашней шовинистической политики грузинских властей. Группа была раскрыта МГБ Грузии, её участники репрессированы. В. Ванееву, заключённому лагеря особого режима «Р» № 1 Щ191, удалось выйти живым из лагеря и вернуться на родину. После освобождения жизнь у него складывалась нелегко, многие сторонились репрессированного, иные даже осуждали его, а отдельными лицами (надо полагать, из тех, кто послал в Тбилиси телеграмму с требованием примерно наказать «осетинских националистов») был даже пущен слух о якобы провокаторской деятельности группы. Провокаторам, однако, страшных сроков не дают.
Владимир Дмитриевич является для нас живым примером патриотического служения родному народу – служения, не преследующего никаких иных целей. Личная скромность В. Ванеева нам хорошо известна: он отказался от высшей награды «Кады Нысан», когда президент обратился к нему с просьбой дать согласие на награждение. Отказался он и от немалых должностей, также ему предложенных.
Нам представляется особо важным отметить то обстоятельство, что В. Ванеев никогда не позволял себя ни малейшего проявления неуважения к грузинам как к народу – наоборот, он всегда различал политиканствующих национал-экстремистов и грузинский народ в целом. В своих воспоминаниях об обрушившихся на него и его товарищей репрессиях он подчёркивал, что в среде простого грузинского народа находил понимание и сочувствие . Моральная позиция В. Ванеева, таким образом, единственно достойная для всякого подлинного патриота Осетии.
Владимир Дмитриевич безусловно достоин высшей награды нашей Республики – ордена «Кады Нысан», и мы считаем, что он примет эту награду, вручаемую ему президентом РЮО по представлению общеосетинской организации Стыр Ныхас: такая инициатива съезда Стыр Ныхас явилась бы мощным импульсом патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению в поколениях, вступающих в жизнь, веры в то, что любое дело, совершённое для блага родного народа, никогда не может быть забыто и всегда будет по достоинству оценено народом. Естественно, что подобающим образом следует наградить и участников группы «Рæстдзинад» (в том числе посмертно). Думается, такое мероприятие украсило бы съезд общеосетинской организации, проводимый на сей раз в столице самоопределившей Республики Южная Осетия.
Изложенные нами соображения о пути политического развития Южной Осетии и перечисленные предложения к съезду Стыр Ныхас, разумеется, далеки от каких бы то ни было претензий на научную окончательность выводов или директивность предлагаемых мер. Наоборот, наши соображения не более чем приглашение к коллективному размышлению и выработке наиболее правильных общих, коллегиальных решений.
Хронология исторических событий // История Юго-Осетии в документах и материалах (1800 – 1864 гг. Составитель И. Н. Цховребов. Т. II. Сталинир, 1960. С. 646 – 647).
Блиев М. М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. М. 2006. С. 229.
Осетинский вопрос. (Составители: Акакий Бакрадзе и Омар Чубинидзе. Рецензенты: Джемал Степнадзе, профессор, доктор исторических наук; Квели Чхатараишвили, профессор, доктор исторических наук.) Тбилиси, 1994. С. 297.
Лалиева Ю. Н. и Цховребов И. Н. в своей работе «О границах Южной Осетии» («Южная Осетия», 1994, 9 февраля) цитируют постановление Президиума Кавбюро ЦК РКП(б) 31 октября 1921 г., где Ревкому Грузии предлагалось «совместно с Юго-Осетинским исполкомом определить границы Юго-Осетинской Республики (курсив наш. – Авт.)», что также подтверждает ссылку Л. Тоидзе (ЦГА РЮО, партийный отдел, ф. 1, оп. 1, д. 17, л. 8).
Указ. соч. Ю. Лалиевой и И. Цховребова.
Собственно, попытка провозглашения Республики действительно имела место годом ранее, но тогда ещё не была поддержана решающим большинством народа, политическая воля масс ещё не была достаточно готова. Любопытная аналогия здесь с повышением статуса нашего базового культурно-просветительского учреждения – Юго-Осетинского госпединститута. Образованный вначале как педтехнику, он затем стал институтом, а в 1989 г. был объявлен университетом, однако тогдашнее решение не было воспринято всерьёз. Всерьёз институт стал университетом позже, после войны 1991 – 1992 гг.
Ванеев В. Д. Да будет свет. Рукопись воспоминаний.
Так, например, показательное воспоминание осталось у него от пребывания в тюрьме в Тбилиси: «Все грузины узнали, за что мы сидим, и сочувствовали нам, даже хвалили за то, что мы не побоялись заступиться за свою нацию» (!) (Л. 110).
Коста Дзугаев
кандидат философских наук