19 января 1992 года в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам создания независимого государства и воссоединения его с Россией.
Сегодня в Республике Южная Осетия отмечается 16-ая годовщина референдума.
Как это было?
Лариса Остаева, депутат 1-го созыва Верховного Совета РЮО:
После распада СССР и закрепления этого Акта в Беловежской пуще, остро стал вопрос о дальнейшей судьбе Республики Южная Осетия. На памяти был 1 референдум 1991 года, когда жители нашей республики под обстрелами рискуя своими жизнями, пробирались к участкам для голосования, чтобы сказать «Да» Союзу, в котором видели единственного защитника в неравной войне с Республикой Грузия.
Но сильным мира сего не было для нас, они отняли и веру осетинского народа.
Что же ждало народ, платившего за свое стремление к независимости самым дорогим жизнью?
Вопрос этот не мог не волновать депутатов Верховного Совета Республики. На одном из советов заместитель председателя Верховного Совета Алан Чочиев выступил с обоснованным предложением о проведении Референдума о независимости и воссоединении Республики с Россией.
Среди депутатов и руководства Республики были и противники Референдума. Они утверждали о наличии экстремистских элементов», якобы принуждающих народ к демократическим реформам. После дебатов решили вынести вопрос на сессии ВС 13.12.1991 г. состоялось заседание сессии ВС РЮО и на этом заседании были приняты Решения: по проведению Референдума 19 января 1992 г., состав центральной комиссии ЦИКА.
В состав комиссии вошли 14 человек, председателем избрали Ю.А. Дзиццойты, заместителем З.И. Джиоева, секретарем Б.В. Плиеву.
19 января 1992 года. В этот день, казалось природа, тоже ставила преграды выборам. Пронизывающий ветер, мороз снег, гололед под ним.
Но к девяти часам утра по всему городу образовались широкие проходы, по которым жители спешили на избирательные участки. Образовались очереди, и как вспоминал журналист А. Просекин «Я чуть было не спросил «Что дают?», так очередь за бюллетенями напоминала очередь за дефицитом».
В том далеком январе 1992 года в нашем городе еще находилось почти все коренные жители разных национальностей: осетины, русские, грузины, украинцы, греки, армяне. Мы депутаты первого созыва: я, З. Абаева, Л. Галаванова, В. Гобозов, П. Хозиты, Т. Цховребов, Е. Дзагаева и другие ходили по избирательным участкам, беседовали с людьми, делились впечатлениями. Поток людей был похож на демонстрацию. Люди шли как на праздник, поздравляя друг друга.
И до этого дня мы опасались, что может что-то случиться. Ведь агитационная работа практически не велась, из-за отсутствия электроэнергии вышел всего один номер газеты, посвященный референдуму. А противники независимости Осетии работали весьма активно.
Референдум прошел в Москве, Владикавказе, С.Петербурге.
В Москве проголосовал, кстати, вернувшийся из тбилисской тюрьмы председатель Верховного Совета РЮО Т.Т. Кулумбеков.
Вечером следующего дня председатель ЦИК Дзиццойты Ю.А. обнародовал результаты референдума.
Таким образом, 19 января 1992 года Референдум Республики Южная Осетия о независимости Республики и ее воссоединении с Россией продемонстрировал «законность демократических преобразований, реализуемых Верховным Советом и Правительством РЮО, основанным на строгом соблюдении норм международного права и форм решения национальных и политических задач» (из «Заявления ЦИК Референдума РЮО»).
Прошло 16 лет, и жизнь показала, насколько верными были решения и действия Верховного Совета первого созыва и его лидеров.
Анатолий Хугаев, депутат 1-го созыва Верховного Совета РЮО:
К 19 января 1992 г. мы шли шаг за шагом. К этому подталкивали события, происходящие вокруг нас – в Грузии, России. После распада СССР ни у кого не было сомнений: мы должны остаться с братьями на Севере, Осетия должна быть единой, жить в союзе с Россией, в состав которой вошла еще в середине XVIII века. Хорошо помню, как встречали меня односельчане – жители с. Хельчуа Цхинвальского района. И стар, и млад. Вот вопросы, которые задавали они:
– Пойдет ли на нас войной Грузия?
– Поддержит ли нас Россия?
– В случае необходимости, есть чем защищаться?...
Было видно, как горели глаза у молодых, когда речь шла о будущей независимости Осетии. Особенно у Гайоза Гобозова. Царство ему небесное – в боях за родное село, когда туда вторглись вооруженные до зубов грузинские бандформирования, он получил смертельное ранение.
А день самого референдума?
Утро. Идет мягкий пушистый снег. Я направился на свой избирательный участок. На улицах полным-полно людей. На лицах у всех – неподдельная радость. Все знакомые поздравляют меня. Я отвечаю тем же. Все они уверены: мы правы, мы победим, независимой Республике – быть!
Мы знали, что предстоит нелегкий путь к независимости, но, откровенно говоря, не думали, что от 19 января до признания свободной Республики еще много, многое лет…
Айлар Тигиев, депутат 1-го созыва Верховного Совета РЮО:
31 марта 1991 года в Грузии был проведен о выходе из СССР. Южная Осетия, естественно, не приняла участие в этом голосовании. Не принимала участие Южная Осетия также в выборах президента Грузии. В Тбилиси позицию Южной Осетии восприняли как акт крайнего неуважения к грузинскому народу и посыпались угрозы в адрес осетинского народа. Мы понимали, что скоро начнется открытая военная интервенция со стороны Грузии и предпринимали кое-какие меры чтобы защитить свой народ. И с этой цели обращались к нашим северным братьям с просьбой созвать съезд Осетинского народа и определить нашу позицию по спасению нации от очередного геноцида.
Съезд осетинского народа проходил в конце 1991 года в г. Владикавказе. Делегаты съезда однозначно высказались за восстановление исторической справедливости по вхождению в состав России.
На 19 января 1992 года был назначен референдум о независимости Южной Осетии и воссоединении с Россией. Голосование проходило в крайне напряженной обстановке, грузинские экстремисты бесчинствовали на нашей земле, провокациям по срыву голосования не было конца. Но осетинский народ выдержал с честью это испытания, на участках звучала осетинская музыка, люди шли на голосование как на настоящий праздник, звучали песни, народ танцевал, ликовал. 99% голосовавших высказались за отделение от Грузии и вхождение в состав России.
Белла Плиева, депутат 1-го созыва Верховного Совета РЮО:
К вопросу создания независимого государства и дальнейшего воссоединения с Россией нас подтолкнули события, начатые 23 ноября 1989 года.
10 ноября 1989 года Юго-Осетинским областным Советом Народных депутатом по инициативе общественной организации «Адамон ныхас» и при поддержке всего населения была объявлена автономная республика в составе Грузинской ССР, наивно полагая, что грузинские власти нас поддержат и перестанут нам угрожать «вымести через дупло проложенное большевиками». Однако, уже на второй день ЦК КП Грузии не только не рассмотрел наше решение, но даже отменил автономную область. И уже 17 ноября они хотели двинуться на Южную Осетию, якобы с «мирным митингом», но, чтобы изощренной подготовиться к этой нечеловеческой акции, они осуществили его 23 ноября 1989 г. с 50 тыс. непонятным населением. Эта дата стала отчетной для второго геноцида осетинского народа, который был направлен на освобождение территории Южной Осетии от осетинского народа через его уничтожение.
Спасения нашего народа была в провозглашении независимости и дальнейшей воссоединении с Россией.
Данный вопрос был рассмотрен на сессии Верховного Совета, назначена дата проведения референдума, избраны председатель – Дзиццойты Юрий и секретарем – я. Нами писались многочисленные обращения и к грузинским властям, и к его народу, международным организациям с целью прекращения обстрела в этот день, однако не только не прекратился, но еще более усилился, особенно ночью. (Во время переговоров, выборов, референдума, на любой войне прекращают стрелять).
День выборов, не смотря на то, что был пасмурным, морозным, все население вышло голосовать с таким воодушевлением, с такой радостью, надеждой и верой в то, что именно в его итогах заключается спасении Осетии. Под вечер, в условиях усиления обстрела, без света, тепла под свечками шел подсчет голосования, и никто не обращал внимания на эти нечеловеческие условия. Итоги были совершенно потрясающие – 99%. И действительно, то, что Южная Осетия существует (а сейчас и процветает) и на этой земле живут осетины – это в большей степени благодаря проведению референдума, его итогов, провозглашения независимой республики Южная Осетия. И уже, как самостоятельная, независимая республика ставили вопрос о нашей защите и перед Россией – как гарант нашей безопасности, и всеми международными организациями и странами, тем самым вызвали неподдельный интерес к нашей проблеме. О нас заговорили. Нас узнали. С нами начали считаться.