Многие считают, что грузино-осетинский конфликт берет начало с 1989 года, когда, с приходом к власти Звиада Гамсахурдиа, выдвинувшего лозунг «Грузия для грузин!», в Грузии возникло и быстро развилось национальное движение. Тогда, 23 ноября 1989 года на столицу Южной Осетии город Цхинвал национальными группировками был совершен организованный Звиадом Гамсахурдия поход участников грузинского националистического движения. Многотысячная колонна демонстрантов (по разным оценкам от 30 до 60 тысяч человек) на более чем 400 автобусах и 3000 легковых машинах со стороны Тбилиси подошла к Цхинвалу. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в городе Цхинвале. Однако, в числе участников похода на Цхинвал было несколько сотен вооруженных автоматическим оружием боевиков. На защиту родного города встало все мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады. Были перекрыты доступы в город, прохожие осетинской национальности захватывались в заложники, подвергались пыткам и издевательствам. Блокада длилась более трех месяцев. Тогда начался второй геноцид осетин со стороны Грузии, которому предшествовала своя предыстория…
Грузия всегда пыталась любыми путями установить контроль над территорией Южной Осетии. Тем не менее, Южная Осетия сохраняла реальную независимость от грузинских правителей вплоть до вхождения в Российскую Империю.
Образование Советского Союза сопровождалось первым геноцидом Грузии против осетин. 7 июня 1920 года начальник грузинской карательной экспедиции полковник Чхеидзе испросил благоволения грузинского правительства сжечь села Южной Осетии. Разумеется, благоволение было получено. Начиная с 17 июня 1920 года грузинские войска сожгли практически все села, вырезали население, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Началось массовое выселение осетин, а их дома заселяли переселенцами из других районов Грузии. Результатом жесточайшего геноцида осетинского населения стали 18 тысяч погибших и более 50 тысяч изгнанных на север Осетии.
Командир грузинской национальной гвардии Джугели, наблюдая пылающие села Осетии, записал тогда в своем дневнике: «Мы служим делу освобождения рабочего класса. И в интересах, борющегося рабочего класса, в интересах грядущего социализма мы будем жестоки! Я со спокойной душой и с чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма».
После установления в Грузии советской власти Южная Осетия была волевым путем передана в состав Грузинской ССР, а затем, 20 апреля 1922 года была создана Юго-Осетинская автономная область в составе ГССР. Тем не менее, осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность. Осетинские географические названия заменялись вновь изобретенными грузинскими. Вместо открытой военной агрессии, Грузия начала осуществлять ползучий геноцид осетин. За это время численность населения Южной Осетии сократилась с довоенных 107 тысяч человек до 99 тысяч человек в 1989 году.
10 декабря 1990 года Верховный Совет Республики Грузия единогласно принял незаконное решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области.
11 декабря 1990 года грузинское руководство организовало провокацию на одной из улиц Цхинвала, в результате чего погибло три человека. Это было лишь поводом для введения в Цхинвале и Джавском районе чрезвычайного положения и комендантского часа, хотя для этого не существовало никаких правовых оснований. В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии, состоявшие из убийц, воров, рецидивистов, выпущенных для совершения новых преступлений из тюрем Грузии. Они начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства мирных осетин, поджоги жилых домов и другие преступные действия. Жестокие избиения, расстрелы и варварские пытки паяльной лампой стали обычными методами грузин для истребления осетин в Южной Осетии и во всех внутренних районах Грузии; пыток, с которыми не сравнимы даже жестокости инквизиции и немецких фашистов. 20 мая 1992 года было совершено одно из самых чудовищных преступлений против осетинского народа - на Зарской дороге (единственной, связывающей Юг и Север Осетии) грузинские боевики расстреляли в упор колонну машин, перевозивших беженцев из осажденного Цхинвала - женщин, стариков и детей. На месте убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет. Незадолго до этого, у села Ередви грузинскими боевиками были заживо похоронены 12 мирных жителей, следовавших на автобусе в Цхинвал.
При этом, не было ни одного факта пыток и зверского убийства грузин осетинами, сожжения осетинами грузинского села или обстрела осетинами хотя бы одного грузинского города. Ни один осетинский руководитель не призвал к враждебным действиям в отношении грузинского населения.
В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Грузинские формирования не смогли взять его ни в результате многочисленных штурмов, ни в результате полуторагодовой осады, хотя подвергали его варварским артиллерийским обстрелам, в результате которых погибли сотни мирных граждан. Отрядам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом Цхинвал. Боевые действия были прекращены после подписания между Россией и Грузией Дагомысских соглашений, предусматривавших прекращение огня и создание единого органа для урегулирования конфликта - Смешанной контрольной комиссии (СКК). В нее вошли грузинская и юго-осетинская стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны и Северная Осетия. 14 июля 1992 года в Южную Осетию были введены миротворческие войска, остановившие геноцид осетинского народа.
С ноября 1989 года по июль 1992 года в результате агрессии Грузии против Южной Осетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, 3 500 ранены, около 300 человек пропали без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию, 117 осетинских сел было сожжено.
Новый президент Грузии Саакашвили, который, как и Шеварднадзе, пришел к власти путем насильственного отстранения от власти своего предшественника, продолжил политику государственного терроризма, заявляя, что «каждая грузинская семья должна стать штабом обороны и каждая семья должна включиться в процесс укрепления армии».
20 июля 2004 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о готовности денонсировать Дагомысские соглашения 1992 года по Южной Осетии, которые положили конец кровопролитию в 1992 году.
Начинается новый виток напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта.
В конце мая 2004 года, заявив о своем намерении бороться с контрабандой, Грузия ввела на подконтрольную Южной Осетии территорию отряды МВД и спецназа Грузии. До конца августа 2004 года Цхинвал и села республики периодически подвергаются массированным обстрелам со стороны Грузии, происходят похищения граждан республики.
19 августа 2004 года Цхинвал был обстрелян из минометов, погибли четыре человека. В тот же день произошли боевые столкновения у села Тлиакан, в ходе которых погибло 16 грузинских военнослужащих и один осетинский ополченец Геннадий Санакоев, которого подвергли зверским пыткам. 20 августа 2004 года грузинские войска выведены из зоны конфликта.
Относительное спокойствие в зоне конфликта сохранялось до июля 2008 года, хотя грузинская сторона не прекращала устраивать обстрелы, провокации, диверсии, террористические акты, похищения мирных жителей. Напряженность достигла апогея в августе 2008 года.
В ночь на 8 августа, когда Грузия вероломно напала на спящий Цхинвал, начав самую кратковременную и, одновременно, самую кровопролитную войну в истории осетино-грузинских взаимоотношений. Грузинская армия применила практически все виды вооружения и военной техники, в том числе и авиацию. Необходимо также отметить, что против мирного населения Южной Осетии Грузия применила запрещенные международными конвенциями виды оружия, наносящие чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие.
10-ого августа грузинская армия потеряла возможность вести боевые действия, в Южную Осетию вступили российские части 58-ой армии. Однако, три дня войны дорого стоили осетинскому народу. 1600 погибших, 35 тысяч беженцев, практически полностью разрушенные населенные пункты, гуманитарная катастрофа – вот итоги преступной политики грузинского руководства.
С начала первого геноцида осетин прошло почти 90 лет, но в «особом отношении» Грузии к осетинам ничего не изменилось. Стремление полностью уничтожить югоосетинский народ в Грузии считается символом демократии, проявления любви и уважения к «братьям грузин».
Опыт последних десятилетий, три геноцида, пережитых осетинским народом, многочисленные жертвы амбиций грузинских руководителей, показали невозможность сохранения прав и безопасности осетин, сделали практически невозможным существование Республики Южная Осетия в составе «демократической» Грузии. А без участия России любые политические контакты между этими государствами просто исключены.