Творчеству Коста Хетагурова, чье 150-летие мы отмечаем в этом году, посвящены многие интересные и во многом новаторские исследования: "Коста Хетагуров" Нафи Джусойты, "Реализм Коста" Хаджи-Мурата Дзуццаты, "Жизнь Коста Хетагурова" Рюрика Тедеты (Скифирон), "Публицистика Коста Хетагурова" Владимира Цаллагова, "Коста Хетагуров. Жизнь и деятельность" А.С.Малинкина, "Коста Хетагуров. Жизнь и деятельность" Г.И.Кравченко, "Вокруг Коста" Генрия Кусова… Отдельные аспекты творчества Коста нашли освещение еще в 30-х годах XX века в статьях Мариетты Шагинян, Цомака Гадиева, Александра Тибилова, Васо Абаева и др.
Тот или иной исследователь не всегда может быть объективным в своих суждениях, выводах и т.д. Поэтому во все времена имелась потребность познакомиться с архивными документальными материалами, в надежде получить объективные сведения о жизни, творчестве, окружении, условиях жизни, времени той или иной знаменитости. Архивы более объективно ответят на этот вопрос. А.С.Пушкин говорил: "Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства".
Документальные архивные материалы о Коста Хетагурове представлены во многих архивах бывшего СССР. В ЦГИАЛ хранятся документальные материалы, касающиеся периода жизни и учебы Коста в Академии художеств Санкт-Петербурга (1881-1885 гг.). Материалы, касающиеся периода ссылок Коста. Здесь имеются полные сведения об отце Коста, Леване Хетагурове, его службе в русской армии, переселении из Осетии в Кубанскую область и основании там осетинского селения Георгиевско-Осетинское (Лабæ) и т.д.
В ЦГИА Москвы хранятся документальные материалы, касающиеся второй ссылки Коста в Херсон в 1889 году.
В Государственном военно-историческом архиве Москвы широко представлен материал, касающийся военной службы отца поэта в царской армии. В Ставропольском госархиве хранятся документальные материалы, дающие сведения периода учебы Коста в Ставропольской классической мужской гимназии (1875-1881 гг.), о жизни и деятельности Коста в Ставрополе, его работе в газете "Северный Кавказ", о переселении отца поэта в Курскую область и т.д.
Большой материал о Коста, его родителях, учебе в Ставропольской гимназии хранится в ЦГИА Грузии. Здесь полно представлен архивный материал, дающий сведения об истории первой прижизненной публикации гениального сборника стихотворений "Ирон фæндыр" Коста Хетагурова. Здесь же имеется вся переписка вокруг издания этого сборника стихотворений.
В Северо-Осетинском госархиве представлен материал об общественной деятельности Коста, его участии в различных кружках и обществах, о публицистике Коста, о высылке его из Терской области и т.д. В архиве Северо-Осетинского научно-исследовательского института, ныне Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ) имеется фонд Коста Хетагурова, который хранит архивные материалы, содержащие сведения о родословной Хетагуровых, автографы произведений Коста "Хетæджы кадæг", "Хетæг", "Æхсины лæг", "Ирон зарджытæ", "Ирон фæндыр", альбом-автограф, "Плачущая скала", "Чердак", из поэмы "Фатима", "Курсистка" (комедия-шутка в четырех действиях), "Кому живется весело…." и др. В архивном фонде хранятся письма Коста разным лицам - однофамильцу и близкому другу Андукапару Хетагурову, Иналуку Гайтову, Александру Цаликову, его дочерям Юлиане, Елене и Анне, бывшему учителю Ставропольской гимназии, художнику и другу Коста Василию Смирнову, его дочери Галине Смирновой, Гаппо Баеву, Цоцко Амбалову и другим.
Фонд Коста Хетагурова из архива СОИГСИ содержит интересные воспоминания о Коста Хетагурове, которые характеризуют его с разных сторон: воспоминания родственников, близких друзей, современников - Андукапара и Нико Хетагуровых, Кодзиан, невестки Чендзе - кормилицы Коста, Махарбека Туганова, Елены Цаликовой, Махамата Чехоева, Бориса Городецкого, Алексея Гущина, Михаила Горбункова и др. Особое место занимают воспоминания музы Коста - Анны Поповой.
В архиве также имеются деловые бумаги - метрическая выпись о рождении Коста, заявления Коста на имя начальника Терской области, в Сенат, всякие указы Сената, сведения из записной книжки и т.д.
Что касается архивного фонда Коста Хетагурова в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте, то я хочу особо рассказать о том, как он был создан. В апреле 1932 года родственница возлюбленной Коста Анны Яковлевны Поповой Е.Камари письменно обратилась в наш институт с предложением передать ему архив Анны Поповой. Этот материал и послужил основой для архивного фонда Коста Хетагурова в ЮОНИИ.
Из автографов Коста в архиве института хранятся два письма к Анне Поповой, стихотворение "Посвящение А.Я.П.", акростих "Ах, с каким безграничным восторгом, дитя…". Также в архиве ЮОНИИ имеется ответное письмо А.Я.Поповой на письмо Коста к ней от 10 апреля 1893 г. Первое письмо Коста, написанное в мае 1886 года, впервые опубликовано в собрании сочинений Коста Хетагурова 1960-1961 гг. под редакцией Казбека Гутиева. Над текстом письма рукою Коста написано: "Прилагаемое к письму стихотворение прошу хранить до тех пор, пока Вы не захотите сгладить из своей памяти воспоминание о злосчастном знакомом незнакомце".
К письму прилагается стихотворение "Посвящение А.Я.П." ("Да, я уж стар…"). В левом верхнем углу рукою Поповой: "1930 г. Это стихотворение сохраню до конца жизни". "Посвящение А.Я.П." впервые было напечатано в газете "Северный Кавказ" от 5 июля 1869 года, в №52.
Второе письмо к Анне Поповой написано 10 апреля 1893 г. из Ставрополя. Текст письма начинается: "Вы уже "бабушка", а я тем более дедушка с значительной сединой и солидною плешью на голове…" Кончается словами: "…отвечайте скорее, скорее… Ваш всецело и неизменно Ваш Коста". Имеется конверт этого письма с печатью: "Почта, Владикавказ, 19 апреля 1893 г."
Акростих "Ах, с каким безграничным восторгом, дитя…" написан 4 мая 1887 г. на одной странице малого формата почтового листа. Впоследствии акростих послужил вступлением к поэме "Фатима".
В архиве нашего научно-исследовательского института также имеется ответное письмо А.Я.Поповой от 26 апреля 1893 г. (ответ на письмо Коста от 10 апреля 1893 г.) из Тифлиса. Письмо написано на почтовом листе маленького формата и хорошо сохранилось.
Как говорят архивные документы и комментарии Ардасенова и Гутиева, нашим институтом был приобретен альбом Поповой, подаренный ей Коста. Но он почему-то хранился в Госмузее Южной Осетии. Каким образом он там оказался, я не смогла установить.
Первая страница альбома начинается с акростиха "Ах, с каким безграничным восторгом, дитя!.." Это тот же акростих, о котором писалось выше.
В этом альбоме имеется автограф поэмы Коста "Перед судом" на десяти страницах. Перед текстом поэмы рисунок карандашом - виселица с повешенным горцем. Этот рисунок имеется в публикациях. Впервые поэма публиковалась в газете "Северный Кавказ", №45, в 1893 г. под заголовком "Из давно прошедшего" с подписью Коста. В Ставропольском сборнике 1895 г. поэма была помещена со значительными цензурными сокращениями. Дата написания поэмы не установлена. В конце поэмы карандашом нарисована грустно опущенная голова женщины. Под ней рисунок, тоже карандашом - спящий мальчик.
В Госмузее Южной Осетии хранилось также третье письмо (оригинал) Коста Анне Поповой от 22 мая 1901 г. Письмо деловое. Оно- ответ на письмо Поповой, в котором Анна Яковлевна просит Коста рассмотреть рукописи ее подруги Натальи Энге. Рукописи трех рассказов Энге Коста понравились. И в ответном письме он сообщает Поповой, что в очередном номере "Северного Кавказа" они будут напечатаны.
В архиве ЮОНИИ также хранятся фотокопии всех автографов сборника стихотворений Коста Хетагурова "Ирон фæндыр"; подстрочный перевод его на русский язык, фотокопии рукописей "Посвящение А.Я.П.", вступления к поэме "Фатима" и поэмы "Перед судом"; машинописные копии драмы "Дуня", этнографического очерка "Особа"; копии стихов, статей, заметок, опубликованных в газетах "Северный Кавказ", "Казбек", "Сезонный листок Кавказских минеральных вод"; копии писем к сестрам Цаликовым, к их отцу Александру Цаликову, Василию Смирнову, Гаппо Баеву, Гиго Дзасохову и другим; копии писем к Коста - Гаппо Баева, Любимого, Раисы Гайтовой, Лекси Хетагурова, Г.Вертепова, Л.Лыщинского и многих других. Имеются также копии воспоминаний Анны Поповой, Бориса Городецкого, Ходес (хозяйки Коста в Херсоне), грузинских деятелей культуры-композитора Дмитрия Аракишвили, действительного члена А.Н. Грузии А.Твалч-релидзе, заслуженного врача Грузии К.Топуридзе и др.
Большую роль в деле собирания материалов о Коста сыграл Васо Цабаев. Почти весь материал в копиях личного фонда Коста Хетагурова собран им.
Картины Коста - портрет Анны Поповой и "Нерукотворный образ Христа" хранились в Госмузее Южной Осетии. Обе работы вместе с альбомом А.Поповой были увезены в Северную Осетию. В настоящее время они находятся в Госмузее Коста Хетагурова во Владикавказе.
Хотелось бы, чтобы все архивные материалы, связанные с Коста Хетагуровым, были собраны в один архив-центр; чтобы были сделаны копии со всех автографов Коста; были продолжены поиски пропавших художественных работ Коста.
Газета «Южная Осетия», Ирина БИГУЛАЕВА, научный сотрудник ЮОНИИ.