Утренняя звезда осетинского небосклона. Ахсару Джигкаеву исполнилось 65 лет

вт, 22/01/2019 - 21:56
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Незаурядный, самобытный, уникальный. Маэстро с неограниченным размахом и масштабом. Музыкант, автор и исполнитель песен, Народный артист РЮО, общественно-политический деятель, активный участник национально-патриотического движения «Адамон Ныхас» и один из основоположников государственной независимости Республики Южная Осетия, публицист. Личность, своей многогранностью и разноталанностью стирающая границы существующих человеческих возможностей. Ахсар Иванович Джигкаев. Имя, озаряющее Осетию и ее культурный олимп на протяжении многих десятилетий.

Его история жизни началась ровно 65 лет назад в Цхинвале, в семье именитых артистов национального драмтеатра Ивана Джигкаева и Зареты Медоевой. Осетинский фарн, которым щедро была наделена семья Джиккаевых, творческая среда, дух неповторимого Цхинвала 50-60-ых годов прошлого века – формирование личности проходило на фоне безмятежности, благополучия и периода расцвета осетинской культуры. Его звезда зажглась на небосклоне национального искусства тогда же, почти пять десятков лет назад. На рубеже двух десятилетий, в самом начале 70-ых, в маленьком Цхинвале – культурном центре Осетии началась легенда «Бонварон»-а («Утренняя звезда»). Легенда, которая воспевает и прославляет Осетию уже почти половину целого столетия. И именно под покровом легендарного коллектива, объединившим лучших представителей талантливой осетинской молодежи того времени заблестела яркая звезда Ахсара Джигкаева.

О феномене «Бонварон»-а сказано и написано немало. Ахсар Джигкаев, Гога Гучмазов, Вадим Харебов, Шота Дарбуашвили – еще совсем юные, отчасти дерзкие максималисты из одного цхинвальского двора бросили вызов и себе, и обществу, вопреки стереотипам о негативном воздействии западной культуры, признанной советской пропагандисткой системой «нежелательной», погрузившись в пробивающуюся сквозь пелену запретов «битломанию». Успех пришел к молодому коллективу довольно скоро. Концерты в Цхинвале, во Владикавказе, в разных городах огромного СССР. Признание и всеобщее обожание. «Бонварон» стал символом времени, целой эпохой в национальной культуре. Тем не менее, как признался в одном из интервью сам маэстро Джигкаев, «Бонварон», как классическая рок-группа не сложилась.

Музыка в Осетии, тем более в южной ее части, никогда не была индустрией, как в крупных столичных центрах, где были и филармонии, и необходимые средства, и соответствующие кадры. Добавим к этому ограниченность «размаха», связанную с отсутствием аппаратуры – ее попросту не было. Любой творческий коллектив нуждается в постоянном развитии, движении вперед, а «Бонварон», в силу определенных причин, связанных с недопониманием всей важности и нужности со стороны тех, от кого это напрямую зависит, оказался попросту не готовым к подобному равнодушию и параллельно вызовам времени. И «птенцы» «Бонварона», из которых коллектив взрастил величественных орлов, стал разлетаться.

В этот период начинается новый этап творческой деятельности Ахсара Джигкаева. Он создает сначала «Пиковую даму», затем «Мемориал». И хотя оба эти коллектива отметились на музыкальном небосклоне лишь краткосрочным пребыванием, этот период творчества Маэстро отметился большим количеством произведений, новых по содержанию и направлению. «Из всех бонвароновцев, прежде всего, Ахсар Джигкаев впитал в себя новые веяния, – говорит музыкант Вадим Сиукаев, – и, я думаю, ему стало тесно в «Бонвароне» с милыми осетинскими эстрадными песнями. Кроме того, для правильного восприятия новой музыки нужны были не затуманенные эстрадой чистые мозги. И таковым, несомненно, стал Ахсар Джигкаев, олицетворявший один из основополагающих принципов рока – инструментализм. Он воплотил в себе помимо выдающегося инструментализма (игра Джигкаева – тема отдельных размышлений) еще и авторство. Перед чем я преклоняюсь по сей день – это такое удивительное сочетание мелодики текстов великого Коста и экспрессии харда. Безусловно, в этом неповторимом симбиозе заслуга самих музыкантов, сумевших прочувствовать поэзию и создать самобытный осетинский рок на родном языке».К сожалению, период «Мемориала», в отличие от того же «Бонварона», был слишком скоротечным и эпохой так и не стал. Чему были вполне объективные обстоятельства.

«О вкладе Ахсара Джигкаева в осетинскую культуру невозможно говорить сквозь призму какого-то одного творческого коллектива, направления или жанра, – говорит Азау Хацырты, поэт, друг Ахсара Ивановича. – Он один из троицы основателей «Бонварона», основатель «Мемориала», «Пиковой дамы», флагман Зармона. Во всех жанрах, в которых он творил, будь то разные направления рока, фолк, рэп, произведения для электро- или акустической гитары, инструментальные композиции, в том числе для осетинской хореографии, музыка к фильмам,спектаклю…, везде – красота и выразительность мелодии, неповторимость интонаций, узнаваемый ахсаровский почерк в каждой музыкальной фразе. Особо отмечу песенный жанр. Ахсар написал более ста песен. И он чрезвычайно разборчив в выборе текстов. Это его своеобразный вклад не только в музыкальную культуру, но и в сохранение и развитие осетинского языка. Для целого поколения было откровением через его песни узнать шедевры осетинской поэзии».

Следует отметить, что творчество Ахсара Джигкаева является путеводной звездой для целого поколения осетинских музыкантов и исполнителей. Его песни исполняли и продолжают исполнять многие. Вадим Харебов, Влад Тедеев, Сауасса, Лаура Джабион, Анна Чочиты, Сослан Кулумбегов – это лишь несколько имен из многочисленного перечня осетинских исполнителей, в разное время обратившихся к творчеству Маэстро. «Если человек соприкоснулся с интеллектуальной, современной осетинской музыкой, высокой поэзией, то без Ахсара эта часть музыкальной культуры сегодня немыслима, – говорит Анна Чочиты, автор и исполнитель песен. – Его творчество станет предметом изучения. Я в этом уверена. Хотя сегодня оно, как многое из того, что есть лучшего в Осетии, обходится стороной. При этом невозможно говорить об Ахсаре только как о музыканте. Он – многогранен, и в каждой из граней результативен. Ахсар – политик, один из основоположников независимого государства. И это тянет за собой целую нить воспоминаний о том судьбоносном времени».

Есть в его песенном творчестве период, который его друг Азау Хацырты условно называет «Зармон Цхинвала. Осаде вопреки». Именно в тяжелейший период военного лихолетья музыка Джигкаева зазвучала по-особенному. Песни, написанные в жутких условиях войны и блокады, записанные под гитару – в них все: патриотизм, несломленность, героический подвиг. «Очень удивительно, но Ахсар себя певцом не считает, – говорит Азау Хацырты, – но по моим оценкам, его песни, все его творчество – это лучшее, что я слушала в песенном жанре вообще. Это фактически саундрек к истории национально-освободительного движения, к становлению Республики. Эти песни мужества и героизма, человечности и любви, дружбы и верности, выраженные сдержанно, без пафоса, с достоинством и любовью к Родине. Это сложно рассматривать как творчество, в этих песнях он сам, со своими убеждениями, принципами и жизненной философией».

Эпоха перемен конца 80-ых представила Осетии Ахсара Джигкаева с совершенно другой стороны. Высокообразованный интеллектуал, тонкий ценитель искусства и музыки, он, казалось бы, по требованию самого времени был вытолкнут на передовую юго-осетинской политики. Именно в этот период межвременья, когда еще достаточно сильны были советские властные вертикали, когда в угоду пока еще имеющей влияние советской политической конъюнктуре большая часть интеллигенции покорно молчала, его голос в числе первых зазвучал нотами патриотизма и национальной свободы. Это было не бунтарство, как многие тогда пытались преподнести демонстрацию духа свободы, это было естественным проявлением гражданской позиции в условиях, когда на кону было поставлено будущее целого народа.

Зоя Битарты, депутат первого созыва Парламента РЮО, одна из активных участниц организации «Адамон Ныхас» отмечает заслуги Ахсара Джигкаева и в зародившемся только процессе пробуждения национального самосознания, и в вопросах закладывания основ государственности Южной Осетии. «Я помню Ахсара со студенческих лет, – говорит Зоя Александровна. – Пока я знала его просто как сына невероятно талантливых артистов нашего театра Зареты Медоевой и Ивана Джигкаева, который, несмотря на достаточно молодые годы, уже заявлял о себе как о талантливом и самобытном музыканте. Он был на виду и в студенческие годы. Яркий и несколько непохожий на своих сверстников. Но уже спустя годы я открыла для себя совершенно другого Ахсара. Это был зрелый политик, который тонко и точно мог улавливать текущий политический момент. Меня это, не скрою, удивляло. В организации «Адамон Ныхас», образно говоря, недостатка в мозгах не было – наша лучшая интеллигенция была сосредоточена внутри и вокруг этого движения. И быть среди этих людей, которые и по возрасту, и по жизненному опыту гораздо весомее тебя, одной из центральных фигур – мне кажется, уже это о многом говорит. Ахсар Джигкаев был одним из тех нескольких людей, кто с первого дня четко определился со своей позицией и неукоснительно ей следовал. А позиция была одна – свободная Южная Осетия. Даже для тех, кто в самом начале его несколько недооценивал в силу достаточно молодого возраста и рода деятельности, уже совсем скоро он стал признанным авторитетом».

Зоя Битарти отмечает огромные заслуги Ахсара Джигкаева в основании и последующем становлении государственной независимости Южной Осетии. «После «Адамон Ныхас» мы вместе оказались в Парламенте первого созыва, – вспоминает Зоя Александровна. – Это был уже другой этап нашей борьбы, в которой Ахсару тоже принадлежит одна из главных ролей. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что фактически вся законодательная база вновь созданной Республики была разработана при его активном участии. И политико-правовые основания государственной независимости Южной Осетии, и первостепенная база, на основе которой мы начали строить собственное государство – несколько человек провели за короткий период работу, которой в других странах занимаются целые институты. И Алан Чочиев вместе с Ахсаром Джигкаевым, безусловно, были главными фигурами в этом многоступенчатом процессе. Я знаю и то, что его многие критиковали, и упреки были разные, и недосказанность. Но он всегда был выше всего этого. Прямолинейный, умеющий отстаивать свою позицию, но и способный к компромиссам – таким он навсегда мне запомнился».

«Фактически нет ни одного документа в работе Парламента первого созыва, в создании которого бы не участвовал Ахсар Джигкаев, – отметил и Вячеслав Гобозов, также депутат первого созыва Парламента РЮО. – Но, к сожалению, впоследствии Ахсар отошел от политической деятельности. Однако, в любом случае ему принадлежит огромная роль в основании юго-осетинского государства. И, кстати, мало кто знает, что именно Ахсар Джигкаев основал и выпустил первую в Южной Осетии независимую газету «Ариаг мон» – издание с беспрецедентной свободой слова, которое также сыграло свою роль в национально-освободительной борьбе южных осетин на заре 90-ых».

Уникальность личности Ахсара Джигкаева отмечают все, кто хоть раз с ним сталкивался в совместной работе по роду той или иной деятельности. «Ахсар Иванович занимает в моем мировосприятии особое место, – говорит журналист Фатима Турманова. – Талантливый композитор, певец, гитарист, аранжировщик – всеми признанные ипостаси. Я узнала его, прежде всего, как человека, стоящего у истоков осетинской государственности, национальной идеологии, независимых СМИ, в том числе телевидения… Ну, а подаренная когда-то кассета с песнями перевернула мои представления о родном языке, которым на тот момент я владела (как и большинство) на примитивном уровне. Осетинская поэзия – это уникальная Вселенная: Алихан Токати, Исидор Козаты, Владимир Икаты… Я не понимала пока многого, но величие почувствовала сразу. «Талантливый человек – талантлив во всем» – это о Джигкаеве. Но главный дар небес не в интеллекте, таланте, а в силе самой личности. Напрочь лишенный малейших признаков «звездности», это человек, у которого я училась отношению к миру, людям, друзьям, идеалам – верности самому себе, несмотря на все ураганы проклятой «эпохи перемен».

Но главной и, пожалуй, самой важной характеристикой для всех его друзей, коллег и учеников является его удивительное человеколюбие, верность идеалам дружбы и настоящего мужского слова. У журналиста и общественного деятеля Коста Кошты тоже своя, многолетняя история дружбы с Ахсаром Джигкаевым. «Она началась, можно сказать, вынужденно, в самом раннем детстве. Дружили наши отцы – мой, Казбек, Иван Джигкаев и Кадзах Чочиев. На фоне этой дружбы родителей очень тесно общались и мы с Ахсаром. И это общение со временем переросло в дружбу взрослых, а потом и зрелых людей. В жизни всякое бывает и был момент, когда мы с другом оказались в конфликтной ситуации. Как это бывает, были и вызванные ситуацией эмоции и резкие высказывания. И меня потрясло, как повел себя в этой ситуации Ахсар. «У каждого из нас может быть своя точка зрения на разные события или ситуации, мы не можем думать в одном направлении, но мы не имеем права перерезать узы, которым столько лет, мы не имеем права вступать в конфликт. Есть отношения, которые не могут быть перечеркнуты под давлением сиюминутных каких-то обид» – его тогдашние слова отрезвили меня, а на будущее стали уроком»...

Что ж, в книге про историю жизни человека, с которым неразрывно связана целая эпоха в осетинской культуре и политической жизни, в январе текущего года перевернута 65-ая страница. Книге, которая еще пишется. И спустя еще много лет она получит и свое название. «Ахсар Джигкаев. Национальное достояние. Пройденное».

Подготовила Рада Дзагоева

Авторство:
Газета "Республика"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest