Учения НАТО в Грузии: «странно» или «страшно»?

пт, 08/05/2009 - 11:54
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Текущая неделя ознаменовалась многими достаточно символичными событиями, каждое из которых по-своему, но достаточно красочно продемонстрировало ту ситуацию, которая складывается сегодня в Грузии.
Но, что бы ни говорили, первое место уверенно занимает то, что не может ни приковывать к себе внимание – это начавшиеся на грузинской территории учения многонациональных сил НАТО. Странные, честно говоря, учения…
Официально тема учений звучит примерно так: «Повышение эффективности планов боевого применения многонационального оперативного соединения при проведении миротворческих и гуманитарных операций в кризисном районе». Для человека, не связанного с военной проблематикой, звучит не очень понятно. Поэтому оставим специалистов разбираться с такими понятиями как «боевое применение» и «оперативное соединение», хотя я вполне допускаю, что и эти термины применительно к данным учениям могут вызвать немало вопросов. Нам же, далеким от армии людям, гораздо более интересно другое: о каких таких миротворческих и гуманитарных операциях идет речь? И в каком это «кризисном» районе устроители учений готовят действовать своих солдат?
Что такое миротворческая операция «по-грузински» в Южной Осетии хорошо помнят. В августе 2008 года грузинский батальон, входивший в состав Смешанных сил по поддержанию мира, нисколько не стесняясь своего статуса, вместе с остальными подразделениями ВС Грузии изо всех видов орудий лупил по мирным селам, по казармам российских и осетинских миротворцев, то есть по своим, де-юре, братьям по оружию. Вот оно – грузинское «миротворчество» во всей его красе!
Даже если оставить в покое события прошлого года, то все равно совершенно не понятно: где же грузинская армия собирается творить свое миротворчество? Какие враждующие между собой силы подразделения Грузии собрались разъединять и успокаивать?
Еще один вопрос: о каких гуманитарных операциях идет речь? Нет, чисто теоретически, привлечение армейских подразделений к выполнению задач гуманитарной направленности можно себе представить. Это и разминирование территории, на которой недавно велись боевые действия, это и охрана колонн с гуманитарной помощью, это и медицинская помощь гражданскому населению, пострадавшему в результате боевых действий. Все эти функции вполне могут, да и должны, наверное, выполнять именно военные. Вот только Грузия тут при чем? С каких пор грузинские войска стали решать такие задачи? Достаточно длительные поиски в интернете мне ничего не дали: нет ни одного упоминания о том, что грузинская армия когда-либо отрабатывала подобные навыки…
Кто-то, наверное, попытается возразить: ничего удивительного, что грузинских солдат учат тому, что им на родной земле никогда не пригодится. Грузия очень сильно стремится вступить в НАТО и поэтому Североатлантический блок благосклонно обучает грузинскую армию тому, что потом ей пригодится для выполнения задач в составе воинских контингентов альянса. Да только тут тоже нестыковочка выходит – это ведь не Грузию пригласили куда-то поучаствовать в больших маневрах, поучиться, так сказать, на обширных НАТОВских полигонах. Совсем наоборот: полтора десятка западных стран присылают свои подразделения в Грузию, где, наверное, не самые лучшие условия для проведения масштабных учений.
Так что же получается? Грузинские войска учатся помогать своим более опытным собратьям или же эти заокеанские «старшие братья» сами отрабатывают навыки помощи своим «младшеньким»? Что-то подсказывает, что второй вариант намного ближе к истине…
А тут еще и состав участников учений говорит сам за себя: количество войск, привлекаемых от Грузии, в несколько раз превышает численность иностранных подразделений. Так кто же кому собирается помогать, господа хорошие? Не настолько же мы наивны, что поверить, что Североатлантический альянс может доверить решение какой-либо важной задачи соединению, которое на 80 % состоит из грузин и лишь на 20 % из американцев, англичан, испанцев, канадцев и т.д.
Впрочем, одна такая «задача» на ум все-таки приходит, и в ней именно Грузия, с точки зрения НАТО, может сыграть ключевую роль. Вы еще не догадались? Речь, конечно же, идет о выдавливании России из Южной Осетии и Абхазии и создании условий для размещения в Закавказском регионе военных баз Североатлантического блока. О том, что такой сценарий для западного альянса является очень привлекательным, уже говорилось столько, что вряд ли стоит повторяться…
Все говорит о том, что наши предположения не очень далеки от истины, недаром ведь Москва так остро и болезненно реагирует на эти, прямо скажем, не самые крупномасштабные учения. В России уж наверняка достаточно специалистов, которые, не в пример нам, прекрасно разбираются в этих таинственных терминах «боевое применение» и «оперативное соединение», да и о планах НАТО российские спецслужбы, несомненно, знают побольше нашего. И видимо действительно эти совместные грузино-натовские учения таят в себе существенную угрозу, раз уж Москва проявляет настолько заметную озабоченность на самом высоком уровне, раз уж вновь потянулись на юг части Северо-Кавказского военного округа…
Очень хочется надеяться, что наши предположения все-таки ошибочны. Что 3 июня, как и было обещано, участники многонациональных учений разъедутся по домам, а усвоившие передовые военные навыки грузинские войска будут применять их где-нибудь далеко. Что единственной задачей, которая останется российским войскам, размещенным на территории Абхазии и Южной Осетии, будет так называемая «демонстрация флага» (есть у военных такой термин). Что события прошлого лета никогда больше не повторятся, и августовская трагедия 2008 года безвозвратно уйдет в прошлое, как, впрочем, и эти майские «странные» учения…

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest