Блиц-опрос: «Грузинский лидер М. Саакашвили заявил, что «не уйдет в отставку, даже если независимая комиссия придет к выводу, что это он несет ответственность за августовскую войну прошлого года. Никакое расследование не скажет, что я поступил неправильно. Южная Осетия - наша территория. Некоторые идиоты говорят, что мы начали войну, не учитывая опасности российского вторжения. Единственное, о чем я сожалею, - что мы не собрались раньше». Ваш комментарий.
Мурат Джиоев, министр иностранных дел РЮО:
Заявление президента Грузии М. Саакашвили о том, что он ни за что не собирается уходить в отставку, если даже независимая комиссия во главе с госпожой Тальявини признает его виновным в начале войны, свидетельствует о том, что сам президент Грузии Саакавшили признает, что он начал агрессию против Южной Осетии в августе прошлого года. Это еще раз подтверждает, что у комиссии есть неопровержимые доказательства того, что Грузия начала агрессию против Южной Осетии и то, что сами власти Грузии говорят о том, что они начали.
Хотелось бы выразить уверенность, что выводы комиссии будут объективными и мировое сообщество узнает, кто был действительно виноват в начале августовской агрессии Грузии против Южной Осетии в прошлом году. И на этом фоне вызывает некоторое удивление, когда президента Грузии награждают Орденом «Чести». Агрессора, виновника в геноциде осетинского народа награждать Орденом «Чести» - это более чем удивительно.
Юрий Дзиццойты, заместитель председателя Парламента РЮО:
Все заявление в целом грузинского лидера напоминает агонию, а некоторые его высказывания типа «единственное, о чем я сожалею, - это что мы не собрались раньше», то скажем прямо, он тут лукавит, потому что покорять Южную Осетию он собрался в 2004 году, просто тогда нам удалось ему обломать рога. И сейчас это произошло, правда, теперь он заручился поддержкой своих заокеанских боссов и в военном плане, и в плане экономическом, но получилось так, что и наш союзник оказался не хуже и Саакашвили в очередной раз обломали рога. А там, где он говорит об «оккупации и этнической чистке» - это как раз то, чем он занимается сам. Он пытается в данном случае переложить с больной головы на здоровую. Я думаю, что это агония.
Борис Чочиев, полпред Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования:
Ничего сверхсекретного Саакашвили не сказал. После официальных заявлений и интервью грузинских военных специалистов и некоторых политиков относительного того, кто начал войну и, что Саакашвили рано или поздно придется ответить перед Гаагским трибуналом, и после того как его сравнили с Гитлером, все стало ясно. Рано или поздно мир должен был узнать правду о грузинской военной агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. Это был только вопрос времени. И как бы Саакашвили или те страны, которые вооружали Грузию для того, чтобы осуществить эту агрессию, не пытались скрыть всю правду, грузинский народ знает и уже не скрывает то, что реально произошло в августе 2008 года.
На переговорах в Женеве в ответ на очередные обвинения представителей Грузии и США, я заявил, что скоро мир узнает всю правду и тогда многим присутствующим и неприсутствующим будет стыдно за то, что они подрывают авторитет своих организаций и своих стран. И сегодня мы из уст агрессора услышали то, о чем я говорил.
Скоро мировое сообщество осудит и политику двойных стандартов, которая сегодня очень сильно вредит и против этого необходимо вести более открытую борьбу. Если бы не было этой политики, то слова Саакашвили о том, что он сожалеет о том, что не осуществил военную агрессию, не подверг артобстрелу из систем «Град», должны стать поводом для начала процессуальных действий, чтобы он ответил за все свои преступления перед Гаагским трибуналом. Если Садаму Хусейну нельзя было убивать людей, то почему это можно делать Саакашвили? Вся разница только в том, что действия Хусейна не нравились США, а Саакашвили ставленник США.
Я был и остаюсь уверен в том, что независимая Миссия ЕС по расследованию причин августовской войны, которую возглавляет опытнейший профессионал Хейди Тальявини, даст объективную оценку и информацию всему миру об августовской войне.
Инал Плиев, независимый политолог:
Я не хочу сейчас плохо отзываться о Саакашвили – как-нибудь в другой раз. Я хочу отозваться о нем хорошо: в то время как российские либералы Юлия Латынина, Андрей Илларионов и другие прилагают неимоверные усилия, чтобы доказать, что войну начала не Грузия, а Россия, Саакашвили прямо и честно (и, кстати, уже не первый раз) открыто заявляет, что войну начала Грузия.
Полагаю, что Михаил Саакашвили лучше осведомлен о том, кто начал войну, чем Юлия Латынина, Андрей Илларионов и другие российские либералы вместе взятые. Хотя бы потому, что сам отдавал приказ о начале войны и знал, что в это время никаких российских войск, кроме миротворцев, и в помине не было.
Поэтому, конечно же, приятно, что Михаил Саакашвили так легко, одним махом опроверг и свел на нет все многомесячные труды западных и отечественных любителей оправдывать Грузию и обвинять Осетию с Россией в начале августовской войны прошлого года.
Убежден, что именно на эти слова Михаила Саакашвили должны обратить самое пристальное внимание честные журналисты, эксперты и политологи. Остальное всё – лирика.
Теперь плавно перейдем к проблемам Грузии. Сегодня у Грузии на самом деле одна проблема. Проблема, из которой проистекают все остальные. Это нежелание вникать в смысл и суть событий и явлений. Если не называть вещи своими именами, если не сформулировать проблему правильно, то решить ее невозможно, так же, как невозможно вылечить больного при неправильно поставленном диагнозе.
Борьба Грузии за независимость началась под лозунгом «За вашу и нашу свободу». Теперь и они, и мы свободны друг от друга. Чем же недовольна Грузия? Если они на каждом шагу обвиняют нас в разных грехах, если мы такие плохие, то почему же хотят, чтобы мы жили в их государстве? Неужели кто-то хочет жить с плохими людьми?
Я работал в СКК с 2003 года до ее разрушения под залповым огнем грузинских «Градов» в 2008 году. Не знаю, как раньше, но весь указанный мною период западные представители, встречаясь с представителями Южной Осетии, как некую магическую мантру, в один голос повторяли: «Статус-кво должен быть изменен» Грег Олифант, Лондон, 2005 год), «Мы против сохранения статуса-кво», «Мы не можем бесконечно терпеть сложившуюся ситуацию» (Брюс Джонс, Цхинвал, 2004 год), «У международного сообщества кончается терпение» (Пьер Лелюш, Цхинвал, 2004 год). Существовавший тогда статус-кво изменен. Чем же недоволен Запад? Разве не случилось то, к чему он призывал?
Значит, на самом деле ставились совершенно другие цели. Говорились не те слова, которые подразумевались. Когда вместо одних слов говорят другое – это не есть признак нормального мышления. Когда вместо имеющейся реальности, что Россия спасла осетин от оккупации и истребления, говорят, что Россия, оказывается, сама оккупировала осетин и сегодня, видите ли, угнетает их, то это проблема не политическая, а медицинская.
Сегодня в Грузии нет политически дееспособных сил, которые в состоянии вытащить ее из трясины перманентного хаоса. Нет политической культуры уважения к мнению другого, нетерпимость и радикальный настрой считаются лучшими качествами человека и политика. На смену рекламируемому образу толерантного грузинского интеллигента, способного спокойно выслушать и полностью или частично принять точку зрения оппонента, незаметно пришли политики с истерическими нотками в голосе, завораживающие толпы не здравостью своих суждений, а удачными оборотами речи и экспрессивной надрывной риторикой.
Нет взаимоуважительного диалога даже внутри самого грузинского общества, о каком уважении к правам негрузин может идти речь?
Сегодня Грузия нуждается в революционном переосмыслении пройденного пути. Двадцать лет «одиночного плавания» - это тот срок, когда пора подвести некоторые итоги. Что имели? Что приобрели? Что потеряли? Почему потеряли? Где и в чем ошиблись? Что сделать, чтобы больше не ошибиться?
Только коренные преобразования могут спасти Грузию от окончательного развала уже по ущельному признаку. Но будем реалистами. В ближайшие годы не следует ждать спасительной для Грузии дефашизации. Проклятая идеология, подобно вампиру, в погоне за призрачными миражами будет высасывать жизненные силы грузинского народа – силы, которые можно было бы использовать не на разрушение Южной Осетии, а на обеспечение сносных условий жизни малоимущим слоям своего населения.
Сегодня Грузия фактически превратилась в военную базу США и НАТО в готовящейся войне против Ирана. Грузинское руководство в нервном предвкушении очередных денежных потоков ждет начала войны, не думая о том, что и сама Грузия может пострадать в случае острого развития ситуации.
Не думаю, что в таком государстве кто-то захочет жить, кроме Саакашвили.