Жизнь на границе

чт, 09/07/2009 - 09:23
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Российские пограничники в Южной ОсетииРоссийские пограничники в Южной ОсетииРоссийские пограничники в Южной ОсетииНа территории Южной Осетии предполагается построить около 20 военных городков для пограничников, откуда для охраны госграницы будут высылается наряды. Пока же на месте будущих хозяйственно-бытовых и служебных зданий стоят палатки, где располагается личный состав и полевые средства жизнеобеспечения. В один из таких отделов – в административном центре Знаурского района РЮО, мы направились по приглашению Пограничного управления ФСБ России в Южной Осетии. Пограничный отдел располагается на месте бывшей АТК. Это несколько выцветших палаток, радиосвязь на колесах, сложенные под навесом дрова, дизельный генератор и полевая кухня. По периметру – забор из колючей проволоки и бетонных плит. На въезде часовой осуществляющий пропускной режим на территорию отдела.

Часовой четко докладывает начальнику о нашем прибытии по средствам связи. Наконец разрешение получено и пограничник пропускает нас на территорию подразделения. Из ближайшей палатки выходит военный плотного сложения и гражданским выражением лица.
«Заместитель начальника отдела, подполковник Алексей Томилин», - представляется он улыбаясь.
Мы сразу оговариваем с ним интересующий нас круг вопросов – обстановка на границе, быт пограничников, как и какими средствами охраняется граница.
«Подробно рассказать как и какими средствами – не могу. Военная тайна. Что касается обстановки, то на границе все пока спокойно. Никаких нарушений мы не зафиксировали, хотя при возникновении таких ситуаций, мы готовы отреагировать на любые провокации. Граница будет обустроена новейшими техническими средствами – деньги на это уже выделены. Определены места, где они будут устанавливаться», - рассказывает офицер.
Мы обходим палатки. В первой – столовая, которая одновременно комната отдыха и учебный класс. За столами сидят пограничники и внимательно слушают учительницу из местной школы, которая рассказывает об истории, обычаях, менталитете и традициях осетинского народа.
«Это делается для того, чтобы сотрудникам было проще общаться с местным населением и вообще - расширяет кругозор», - поясняет Томилин.
«А что в рационе?», - спрашиваем.
«Обычная армейская еда – суп, каша, салаты. Продукты завозятся централизованно. В планах завести свое подсобное хозяйство. Хлеб у нас свой, очень вкусный. Сами наладили пекарню и выпекаем. Первое время хлеб заказывали у местных жителей, а сейчас у нас свой отличный хлеб», - говорит заместитель начальника отдела.
Идем дальше. Наш сопровождающий комментирует увиденное: «Тут вот душ с горячей водой. Рядом речка, когда жарко – можно освежиться. Мы здесь с конца мая, но уже успели наладить приемлемые бытовые условия для проживания и несения службы. Они конечно полевые, но ничего, обустраиваемся. Собираемся строить баню - полноценную, с парилкой. В принципе жить в полевых условиях мы будем не всегда. Здесь планируется строительство военного городка. Уже подобрано место. Будут строиться дома для личного состава и административное здание отдела».
К нам подходит высокий человек в маскхалате, чем-то напоминающий генерала Лебедя.
«Начальник отдела подполковник Валерий Шишенко», - фамилию он проговаривает четко, по слогам.
Спрашиваем и его об охране границы и отношениях с местным населением.
«Наш участок границы охраняется силами отдела, который укомплектован полностью. Выставляем пограничные наряды, как скрытые, так и открытые. Ведем наблюдение за прилегающей территорией. Основная задача – не допустить нарушение государственной границы РЮО. Заставы расположены на определенных местах и несут службу в соответствии с приказом.
С местными жителями живем хорошо. Осетины - дружелюбный народ, помогают нам – особенно на первом этапе, когда мы обустраивались на новом месте. Воду помогали возить, пока у нас не хватало техники. Одним словом отношения очень доброжелательные. Любой вопрос с администрацией решается в течение максимум часа. С главой администрации знакомы, так же как и с представителями местных органов власти. Когда выставляли палатки, жители приходили, спрашивали, чем могут помочь и помогали существенно. То есть, местное население понимает, что мы решаем общие задачи. Люди осознают, что пришли мы сюда, чтобы республику охранять, обеспечивать безопасность», - рассказывает Шишенко.
Интересуемся, есть ли взаимодействие с югоосетинскими пограничниками. «Взаимодействие с югоосетинскими пограничниками налажено. Встречаемся еженедельно. По мере выставления наших постов они нам оказали большую помощь. Рассказывали особенности охраняемого участка. С администрацией Знаурского района познакомили нас они, помогли провести в расположение отдела электричество», - отвечает начальник отдела.
Перед поездкой мы слышали, что в Знаурском районе пересечь границу с Грузией не такая уж сложная задача и местные жители по своим делам, в основном коммерческим, неофициально наведываются на сопредельную территорию. Спрашиваем Шишенко происходит ли это с ведома пограничников.
«Пунктов пропуска на сопредельную территорию на данном направлении в настоявшее время нет, поэтому пропуск мы не осуществляем. Такие пункты организовываются по соглашению между правительствами соседних государств. На данный момент таких соглашений нет», - чеканит Валерий Шишенко.
Продолжая бытовую тему офицер говорит, что жить в палатках оказывается совсем не обязательно: «У нас все военнослужащие контрактники. По закону они имеют возможность снимать жилье и привести сюда свою семью. Утром в установленное время сотрудник прибывает на службу, заступает в какой-либо из нарядов, а по окончании служебного времени убывает на съемную квартиру».
Напоследок хотим поговорить на те же темы с рядовым пограничником. Подходим к стоящему у входа в палатку прапорщику. Зовут - Владимир Неденко.
«Как служится?», - спрашиваем.
«Нормально», - отвечает Неденко.
«А по подробнее. Условия какие, как отдыхаете, как с местными жителями общаетесь?».
«Условия, для военного человека, нормальные. Вода есть, баня есть, столовая имеется. Кормят в полном объеме – горячее питание. Отдыхаем в свободное от нарядов время. Есть спортинвентарь – мячи, шахматы. По выходным проводим спортивные состязания – как правило, это футбол. В одной из палаток установлено спутниковое телевидение. Ловит 20 каналов. В остальных палатках поставлены простые эфирные антенны позволяющие принимать три российских и один республиканский канала. Все сотрудники свободные от службы могут смотреть что хотят. Купили себе ноутбуки – выходим в Интернет, переписываемся с родными по электронной почте. Мобильная связь работает. Обо всех проблемах и вопросах, которые, которые интересуют наши семьи – мы им сообщаем, кроме служебных дел, разумеется. С местными жителями особо тесных контактов нет. Не потому что они не хотят, или мы против – просто потому что времени мало, да и находимся здесь еще не долго. Общение обычно происходит, когда выходим в поселок, как правило, в магазин. Рядом с отделом протекает речка, где мы вместе с местными, сделали купальню. Привозили грунт, камни, выложили камнями запруду, чтобы уровень воды был повыше – можно поплавать. Местная малышня подходит, купается», - говорит Неденко.
Мы попрощались с начальством и садимся в машину.
«А на обед не останетесь? Угостим хлебом собственного производства», - предлагают пограничники.
Но нам еще больше часа ехать обратно в Цхинвал по разбитой дороге и поэтому пообедать договариваемся в следующий раз.

ИА «Рес», Андрей Тадтаев.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest